Доклад Председателя Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. Штыгашева на торжественном собрании, посвященном 30-летию Верховного Совета Республики Хакасия

Добрый день, уважаемые участники торжественного собрания!

От всей души поздравляю вас, депутатов всех созывов, сотрудников и ветеранов Аппарата Верховного Совета и жителей Хакасии с небольшим, но знаковым для нашей родной республики юбилеем — 30-летием Верховного Совета Хакасии.

Не случайно адресую эти поздравления всем нашим землякам, потому что избрание народных депутатов Верховного Совета Республики Хакасия первого созыва и начало работы первой сессии парламента 29 января 1992 года неотделимо связаны с образованием и становлением Республики Хакасия, как полноправного субъекта Российской Федерации, которой в 2021 году также исполнилось 30 лет. 

 Принятие Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года Закона о преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику, состоявшиеся затем выборы и образование Верховного Совета республики в составе 100 народных депутатов положили начало новому этапу развития Хакасии. 

Оглядываясь назад нужно помнить, что все это происходило в переломный исторический период на фоне распада СССР, перехода к новым рыночным отношениям и кардинального изменения сложившегося уклада жизни, всех сфер жизнедеятельности, к чему подавляющее большинство людей были не готовы. Для многих это стало трагедией. В Хакасии в короткий период времени были разрушены сотни предприятий промышленности, сельского хозяйства.

Десятки тысяч рабочих, инженеров, оказались безработными. Вот в таких условиях происходило формирование новой российской государственности и Хакасии в составе России. 

Образованный 30 лет назад Верховный Совет стал в республике тем консолидирующим центром, который в условиях политической, социально-экономической турбулентности заложил основу дальнейшего поступательного развития Хакасии в те сложнейшие годы.  

Депутаты Верховного Совета первого созыва, который в тот период являлся высшим органом государственной власти Республики Хакасия, свою принципиальную позицию по укреплению единства страны выразили, приняв уже на второй сессии Декларацию об основных правах, полномочиях и, что самое главное – обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации.  

Специально делаю на этом акцент, потому что именно об обязательствах во многих территориях тогда не вспоминали. И я особо благодарен депутатам первого созыва за их государственный подход. И это не осталось без внимания на федеральном уровне. 

Полномочия республики как полноправного субъекта Российской Федерации были закреплены в Федеративном договоре, подписанном 31 марта 1992 года, а принятая Верховным Советом Декларация, о которой до этого шла речь, по сути выполнила в тот период роль временной Конституции. 

Был определен статус республики, ее административно-территориальное устройство, система органов государственной власти. 

Депутатам первого созыва предстояло выполнить особую миссию – заложить фундамент системы республиканского законодательства.    

Подробно об этом говорю, потому что, тем, кто стоял у истоков парламентаризма в Хакасии, было намного сложнее, в отличие коллег из других республик, потому что до этого у нас не было опыта  законодательной деятельности. Все приходилось начинать и делать с чистого листа. 

И несмотря на то, что эта работа порой сопровождалась жаркими спорами, дебатами, депутатскому корпусу всегда удавалось находить и принимать решения в интересах Хакасии и её жителей.

Проделан колоссальный труд. И хотя за время работы первого созыва принято самое не большое количество законов – 71, их значение трудно переоценить. Ведь именно они стали правовой основой для жизни и дальнейшего развития республики и ее законодательства в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.     

Большая часть из принятых первых законов напрямую связана с необходимостью формирования основ бюджетного, налогового, земельного законодательства. А главным итогом работы первого созыва, несомненно, является принятие Конституции Республики Хакасия, 25-летие которой мы отметили в 2020 году. 

Вступление в силу Основного Закона послужило отправной точкой и новым импульсом в законотворческой работе для депутатов всех последующих созывов. 

За прошедшие годы в Конституцию 18 раз вносились изменения и дополнения, связанные с изменениями федерального законодательства, необходимость внесения поправок была  продиктована самой жизнью. При этом Конституция  Хакасии всегда была и остается надежной основой стабильности государственных и общественных устоев, в которой закреплены общечеловеческие ценности и отражены наши региональные особенности.          

В разные периоды каждый созыв решал свои не менее серьезные задачи.  Важно, что разрабатывая и принимая те или иные законы Верховный Совет всегда опирался и опирается на запросы общества, на те наказы и обращения, которые депутаты получают от избирателей, реализуя тем самым свою другую ключевую функцию – высшего представительного органа. Именно этими полномочиями наши граждане как раз и наделяли каждого депутата – представлять и защищать интересы жителей республики на уровне законодательной власти.  

А что касается непосредственно законотворческой работы, то в вопросах повышения, сохранения ее качества и эффективности большую роль на протяжении многих лет играет преемственность, опыт, накопленный за предыдущие годы, который передают депутаты, отработавшие в нескольких созывах. И таких примеров по-настоящему плодотворной работы не мало, хотя в каждом созыве состав Верховного Совета обновляется. Менялась и численность депутатского корпуса. 

Если в первом созыве было 100 депутатов, то в последующих – сначала 75, а затем 50. 

В общей сложности за 30 лет парламентскую школу прошли более 300 депутатов и за эти годы Верховный Совет принял почти 2 тысячи 500 законов. 

Многие из них связаны с необходимостью регулирования новых возникающих правоотношений. Другая значительная их часть была связана с приведением республиканских законов в соответствие с меняющимся федеральным законодательством, которое продолжает совершенствоваться, что ставит и перед Верховным Советом новые задачи. Так было и во втором созыве, который провел большой пласт работы в этом направлении, и в последующие периоды. 

И сейчас это имеет особую актуальность в развитии поправки к Конституции Российской Федерации, которая была инициирована Президентом нашей страны и поддержана всенародным голосованием. 

На федеральном уровне сейчас идет работа по законодательной реализации закрепленного в Конституции принципа единства системы органов публичной власти, включая органы местного самоуправления. И нам в этом направлении предстоит большой  объем работы, которую Верховный Совет традиционно ведет в тесном взаимодействии со всеми участниками этого процесса, и в первую очередь с субъектами права законодательной инициативы. 

Стоит отметить, что в Хакасии наряду с депутатами Верховного Совета, Главой Республики, представительными органами местного самоуправления, правом законодательной инициативы

также наделены – Верховный и Арбитражный суды, Прокурор Республики и Избирательная комиссия Хакасии, Контрольно-счетная палата, объединения профсоюзов  и Съезд хакасского народа по вопросам их ведения, а также в порядке народной инициативы – граждане, из числа жителей Хакасии, обладающих избирательным правом при наличии 5 % подписей. 

Столь широкий перечень субъектов права законодательной инициативы является особенностью Республики и это дает возможность на принципах открытости, разделения власти, демократии эффективней решать вопросы в интересах республики и ее жителей. 

Созданная за 3 десятилетия нормативно-правовая база регулирует правоотношения во всех сферах жизнедеятельности. Отдельное внимание на протяжении всех этих лет уделялось местному самоуправлению, пережившему несколько этапов реформирования, и сейчас с принятием новых федеральных законов этот процесс получит логичное продолжение. 

На основе принятых республиканским парламентом законов происходило становление и развитие института мировых судей, формирование и применение норм административного законодательства, что направлено в первую очередь на защиту конституционных прав и законных интересов жителей Хакасии.

Одним из ключевых направлений, которому Верховный Совет системно уделяет особое внимание – является совершенствование законодательства в области финансовых и бюджетных отношений. 

Принятие бюджета в установленном порядке и в установленные сроки является принципиальным вопросом. Бюджетный процесс строго регламентирован, максимально открыт, прозрачен и главный финансовый документ ежегодно проходит целую серию детальных, всесторонних обсуждений, начиная от публичных слушаний, обсуждений в нулевом чтении, на Президиуме, в комитетах парламента, на межведомственной согласительной комиссии, рассмотрения Верховным Советом в двух чтениях и заканчивая отчетом об исполнении закона о бюджете.  

В прошлом году у нас был прецедент с отменой закона о бюджете. Самое главное, что вопрос был оперативно отрегулирован. Республика выполнила все свои обязательства, а по итогам финансового года  республика отработала доходную часть бюджета исходя из тех позиций, на которые изначально ориентировались. 

Прежде всего, благодарен Президенту России, Председателю Правительства за те решения, которые позволили перенаправить значительный объем налоговых отчислений по месту осуществления хозяйственной деятельности ведущими бизнес-субъектами. Уверен, что эта работа будет продолжена и в конечном итоге от этого выиграют все и государство, и субъекты Российской Федерации, и жители и бизнес. 

Что касается содержательной части бюджета республики, отмечу, что после того, как удалось преодолеть финансовый кризис девяностых с несвоевременной выплатой зарплат и пенсий, начиная с 2000–х годов у нас появилась возможность сделать его социально-ориентированным. И таким бюджет Хакасии с тех пор был и остается до настоящего времени.

При этом наиболее пристальное внимание депутатский корпус на протяжении многих лет уделяет социальной поддержке многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов войны и труда, других категорий граждан,  нуждающихся в особой заботе и внимании со стороны государства. 

Эти вопросы были в центре внимания депутатов всех созывов. Сейчас действует несколько десятков республиканских законов, по оказанию различных мер социальной поддержки людям. 

За предыдущее десятилетие в Хакасии при непосредственном участии и поддержке Верховного Совета были приняты такие социально-значимые  решения, как предоставление республиканского материнского капитала, оказание мер социальной поддержки ветеранам труда, поддержка дачных обществ, поддержка и развитие школьного и дошкольного образования, горячего питания в школах и другие.  

Это лишь небольшая часть. Такие вопросы решаются успешно только в тесном взаимодействии всех уровней власти. 

Это и бесплатное предоставление земельных участков молодым семьям и специалистам; 
- программа сохранения и развития малых и отдаленных сел; 
-  выплаты их жителям за содержание и разведение скота. 

Это нашло отклик у людей. Так же как и строительство востребованных социальных объектов, крупных и небольших. Таких, как Перинатальный центр, лечебный корпус республиканской больницы, Республиканский музейно-культурный центр  и Дома учителя в национальных селах.

Верховный Совет оказывал данным инициативам  всестороннюю поддержку и это было закреплено в законе о бюджете.

В то же время, делаю на этом акцент, не менее пристальное внимание Верховный Совет на протяжении всех этих лет всегда уделял осуществлению контрольных функций, особенно  за эффективностью бюджетных расходов.  

Надежным и бессменным помощником в этом деле вот уже более 15 лет является Контрольно-счетная палата Республики Хакасия                                  

Не менее важные задачи в части осуществления полномочий парламентского контроля выполняют Уполномоченные по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, которые избираются парламентом и призваны осуществлять свою деятельность на принципах независимости.

Практика показывает, что системная работа органов парламентского контроля дает положительный эффект при решении многих проблемных  вопросов, которые касаются конкретных людей и ситуаций, с которыми они сталкиваются. 

Особенно важно, что результаты отчетов, которые представляют Уполномоченные, их  предложения,  которые они вносят в Верховный Совет,  в Правительство и другие органы власти в дальнейшем находят отражение в законодательстве, в принятии управленческих решений в интересах защиты законных прав и свобод человека, ребенка и предпринимателей.       

Системный подход к осуществлению парламентского контроля закреплен и обобщен в недавно принятом Законе «О контрольной деятельности Верховного Совета». 

Наряду с заслушиванием ежегодных отчетов об исполнении бюджета, о работе правительства, о независимой оценке условий предоставления социальных услуг, на регулярной основе на сессиях проводится  «Правительственный час». 

В данном формате рассматриваются  наиболее острые вопросы, которые поднимают депутаты и которые волнуют людей. 

Это и принимаемые меры по обеспечению экологического благополучия, сохранению чистоты рек, снижению загрязнения атмосферного воздуха,  наведению порядка в лесной отрасли, по повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оказания медицинской помощи и по многим  другим вопросам. 

Важно, что по итогам обсуждения представленной информации, Верховным Советом принимается перечень конкретных рекомендаций Правительству, исполнение которых также берется на контроль со стороны парламента. И такие формы взаимодействия будут продолжены для достижения результатов, которых ожидают люди.            

В завершении своего доклада хотел бы отметить, что для решения отдельных вопросов, которые отнесены к полномочиям Российской Федерации Верховный Совет активно использовал свое право в качестве субъекта законодательной инициативы,           с которыми неоднократно выходил на федеральный уровень. В том числе при поддержке коллег из  законодательных органов других регионов, с которыми у нас подписано 12 соглашений о межпарламентском сотрудничестве. Спасибо им за направленные в наш адрес поздравления. 

В интересах республики и жителей Верховный Совет также направлял обращения в адрес Главы государства, Правительства России и Федерального Собрания, взаимодействовал с полномочным представителем Президента в Сибирском Федеральном округе.

Благодарен им за поддержку, которая была оказана республике за прошедшие годы по многим вопросам. Причем по самым разным, даже не имеющим отношение к законодательному регулированию.  

В этой связи отдельные слова признательности адресую персонально Министру обороны России, нашему земляку и почетному гражданину республики Сергею Кужугетовичу Шойгу. 

Не раз министерство приходило к нам на подмогу в чрезвычайных ситуациях. В том числе и в период пандемии  военные врачи и специалисты оказывали неоценимую помощь жителям Хакасии.             

От всей души благодарю за совместную плодотворную работу депутатов республиканского парламента всех созывов, депутатов и сенаторов Федерального Собрания. 

И отдельное спасибо Аппарату Верховного Совета  всем руководителям, специалистам за многолетнюю кропотливую, напряженную работу по обеспечению четкой и стабильной работы  законодательной власти Республики Хакасия. Благодарю за этот труд, который для многих порой не виден, но без которого не возможна работа Верховного Совета.          

Еще раз поздравляю всех с юбилеем парламента, который конечно же хотелось провести с приглашением всех депутатов, ветеранов. Но к сожалению пандемия вносит свои коррективы. 

А поскольку органы власти должны в любых условиях выполнять возложенные на них функции, желаю всем вам, коллеги, здоровья и успехов в служении Родной Хакасии, нашей любимой России и людям которые оказали вам доверие. 

 

Владимир-Николаевич-Штыгашев