Новости и события

Владимир Штыгашев: «Нам предстоит много сделать…»

Штыгашев

1990-е годы уже привычно называют лихими. Но именно тогда формировалось, по сути, новое государство, а вместе с ним находили точки опоры области, края, республики. Своё я как республика обретала и Хакасия. И обретала в первую очередь на законодательном уровне.

Огромную роль в её формировании оказал Верховный Совет Хакасии. 29 января республиканский парламент отметит своё 25-летие. О том, как это было и что ещё предстоит сделать, накануне знаменательной даты рассказал председатель Верховного Совета республики Владимир ШТЫГАШЕВ.

— Владимир Николаевич, по истечении 25 лет можно ли сказать, какие основные задачи были выполнены депутатами шести созывов?
— Главное, что нам удалось сделать, — это сформировать государственность в Хакасии. Не могу сказать, что пройденный путь был лёгким. Особенно в первые годы работы Верховного Совета. У нас возникали жаркие споры по самым различным вопросам. И это вполне естественно, в парламенте собрались люди разных взглядов, интересов, профессий... Тем не менее удавалось находить консенсус. Хотя вопросы звучали разные. Зачем, например, Хакасии государственность? Да, и такие споры возникали. А я всякий раз говорил: «Спасибо столице нашей родины — Москве...» Это ведь Верховный Совет 3 июля 1991 года принял закон о преобразовании Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в советские социалистические республики в составе РСФСР. А в декабре состоялись первые выборы народных депутатов Верховного Совета. Именно парламентарии первого созыва заложили законодательную базу. Не было, по сути, ничего, а требовалось сформировать Верховный Совет, Совет министров...

— Это ведь было то время, когда высшим должностным лицом в республике являлся председатель Верховного Совета.
— Вся огромная ответственность за формирование новой системы легла на мои плечи и всего депутатского корпуса. Это уже потом Совет министров, преобразованный в правительство республики, стал органом исполнительной власти. Многое менялось в те годы. А самым главным нашим достижением стало принятие Конституции
Республики Хакасия 25 мая 1995 года на XVII сессии Верховного Совета первого созыва...

— В роли временной Конституции, насколько я знаю, выступала Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации.
— Мы её приняли в марте 1992 года на второй сессии Верховного Совета. И это в то время, когда все другие регионы принимали Декларацию о суверенитете. Не понимая, что окончательно развалят страну. И мы единственный субъект, кто принял именно такую декларацию. Это отметили все: и Ельцин, и Хасбулатов... Да, она носила характер временной Конституции. И мы взяли на себя обязательства всемерно укреплять единое федеративное государство. Всё это закреплено в Конституции Республики Хакасия. Проще говоря, всё, без чего нельзя было жить как республике, приняли на законодательном уровне именно тогда. Мы определили статус и административно-территориальное устройство. Следующим этапом стали законы о местном самоуправлении. Более 40 законов касалось налогового, бюджетного, земельного, имущественного законодательств. Приняли закон о языках. Хакасский язык наряду с русским был признан государственным.
Вот у нас сейчас в Верховном Совете практически все изучают хакасский язык. Кто владеет языком, тот владеет огромным богатством. Ты можешь с татарами хоть с крымскими, хоть с казанскими пообщаться. Много схожего. При желании можно поговорить и с чувашами, и с башкирами, и с алтайцами...

— Споры, говорят, шли и по поводу того, что вы назвали Хакасию государством...
— По поводу слова «государство» возникла целая полемика. Было же как написано: «Республика Хакасия — государство в составе Российской Федерации». Государство! Многих это возмутило: «Как так? Что такое?» Это, мол, Штыгашев, такой-сякой, придумал! Я им: «Подождите». Достаю Основной Закон Российской Федерации — Конституцию. «Что, — спрашиваю, — тут написано? «Республика в составе Российской Федерации — государство, обладающее на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции Российской Федерации и учитывающую особенности данной республики». Видите, республика — это государство. Чёрным по белому. Мы же не можем противоречить Конституции Российской Федерации?..» Только так и убедил! Не всё было так просто, как кому-то может показаться. Приходилось объяснять, доказывать... Я благодарен многим депутатам, которые оказывали всяческое содействие при решении возникающих вопросов. Тем более что они были направлены на то, чтобы сделать жизнь жителей Хакасии лучше.

— А кого бы вы отметили среди депутатов?
— Да многих. Все они внесли заметный вклад в развитие Хакасии. Но хотелось бы в первую очередь сказать о Юрии Александровиче Шпигальских. С первого дня мы с ним работаем вместе в Верховном Совете. А в любой работе возникают порой и разногласия, и недопонимания... Всякое бывает, но это нормальная ситуация, только в споре, давно известно, рождается истина. Он инженер-строитель. Отлично показал себя на посту председателя городского Совета депутатов в Саяногорске. Был там председателем горисполкома. Сейчас мой первый заместитель и первый помощник.
Нельзя не сказать о депутате первого созыва Николае Иннокентьевиче Сайбаракове. Кандидат юридических наук. Человек грамотный, разбирающийся в вопросах юриспруденции. Он у нас возглавлял комиссию (тогда были не комитеты) по вопросам законодательства, законности и правопорядка. Его можно назвать одним из основных разработчиков принятой нами Конституции. Сегодня Николай Иннокентьевич продолжает трудиться на благо Хакасии в должности федерального инспектора полномочного президента России в Сибирском федеральном округе.
Перечислять можно долго. Вот Аркадий Иосифович Ройтштейн. Был начальником Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Владимир Иванович Беляев, директор Абаканской ТЭЦ. Виктор Андреевич Матвеев. На протяжении трёх созывов он возглавлял ключевой комитет — по бюджету, финансам, налогам и ценам. Середина и конец 1990-х, начало 2000-х — это было очень непростое время в плане формирования бюджета, нельзя не отдать должное Виктору Андреевичу, очень активно тогда работал.
Вилли Фёдорович Шмидт немалый вклад внёс в разработку законопроектов, касающихся промышленной отрасли. Заслуженный строитель Республики Хакасия.
Наталья Николаевна Канзычакова. В первом созыве — член постоянной комиссии Верховного Совета по охране здоровья, физической культуре и спорту и социальной политике.
Александр Семёнович Сунчугашев, выпускник Красноярского государственного университета. Заместитель министра — начальник следственного управления министерства внутренних дел Хакасии. Активнейшим образом работал в составе постоянной комиссии Верховного Совета по вопросам законодательства, законности и правопорядка.
Отметил бы работу Владислава Михайловича Торосова, Николая Генриховича Булакина, Алексея Андреевича Кисуркина... Перечислять на самом деле можно долго. Каждый из депутатов был высококлассным и опытным специалистом в своей отрасли. Благодаря этим людям заложен фундамент, на котором строился Верховный Совет республики, формировалась законодательная база, выстраивались отношения с федеральным центром. А поверьте — в начале 1990-х было много желающих на волне демократии «помахать флагами». Хакасия смогла преодолеть этот период, сохранить стабильность и межнациональное согласие. Сейчас, спустя 25 лет, хотелось бы выразить искреннюю благодарность своим коллегам за принятие продуманных и взвешенных решений.
Главное, что мы должны были сделать и стараемся делать сегодня, — отражать интересы людей. Чтобы принимаемые законы их защищали и облегчали жизнь. Можно, конечно, в скором порядке «нарисовать» за год хоть 150 законов — утром и вечером штамповать проект за проектом, а будут ли они выполнимы — вот ведь в чём вопрос.
Мы на сегодняшний день приняли 1981 закон. Примерно полторы тысячи из них — это внесение изменений в действующие законы согласно требованиям федерального законодательства.
За 25 лет Верховный Совет Хакасии избирался шесть раз. Одни депутаты уходили, другие приходили, а главная наша задача оставалась прежней — это развитие. Опережающее развитие, эффективное. Необходимо использовать всю законодательную систему для мощного движения вперёд, и это надо сделать в ближайшие пять — семь лет. Но для этого нужно не менее ответственное правительство, не менее ответственный Верховный Совет. И администрации всех муниципалитетов без исключения должны быть настроены на полноценную работу. И вот тогда нам удастся выйти на совершенно другой уровень жизни.
Природа-матушка нас не обделила природными богатствами. В недрах Хакасии сосредоточено столько природных богатств, что... И сколько уже осваивается! А сколько ещё не изведано. Мы сегодня являемся третьим регионом в России по добыче каменного угля. Под нами, грубо говоря, более пяти миллиардов тонн разведанных угольных запасов.
Золота добываем ежегодно более десяти тонн. А сколько у нас запасов медных, молибденовых руд... Хакасия является монополистом по добыче молибдена. Сорский ГОК добывает 99 процентов этого металла страны. Сейчас мы внесли законодательную инициативу в Государственную думу, смысл которой — обнулить ставку налога на добычу природных ископаемых на ближайшие пять лет. Потребность в молибдене в мире упала, снизилась и цена. Главным монополистом в мире по молибдену является Китай. А без такого металла в цветной и чёрной металлургии — как без рук. Килограмм(!) молибдена, чтобы вы понимали, при высокой цене стоит 20 долларов. Сегодня цена упала до четырёх с половиной. А на добычу этого килограмма требуется затратить десять долларов. Но это же не значит, что Сорский ГОК нужно обанкротить, закрыть, а людей оставить без работы. Чтобы всё потом восстановить, понадобятся десятилетия. А потребность в молибдене обязательно возникнет. Так что обнуление ставки налога на добычу природных ископаемых как раз может спасти Сорский ГОК и сохранить рабочие места. Кроме того, это градообразующее предприятие, и мы должны все чётко понимать: остановится комбинат — мы «потеряем» Сорск.
На территории республики Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС. У нас в достаточном количестве земли, чтобы продолжать развивать сельское хозяйство.
Посмотрите, сколько было сделано по инициативе главы Хакасии Виктора Михайловича Зимина для наших граждан. Во-первых, тысячи людей получили земельные участки в собственное пользование бесплатно, во-вторых, поддержка оказывается тем, кто работает на земле. У сельхозтоваропроизводителей появляется возможность обновлять технику, увеличивать поголовье скота...
Не брошены малые и отдалённые сёла. За каждую голову КРС платятся деньги, а это ли не конкретная помощь сельчанам?
Согласно данным Национального союза производителей молока, республика в 2016 году вошла в пятёрку регионов, где зафиксирован ощутимый прирост поголовья коров. Лично у меня это не вызывает сомнений, потому что на развитие агропромышленного комплекса в последние годы было направлено более семи миллиардов рублей.
Давайте продолжать создавать условия для малого и среднего бизнеса.
Все мы видим, какие обороты набрала строительная отрасль. Абакан сегодня и 20-летней давности — как небо и земля. Благодаря федеральной поддержке визитной карточкой Хакасии станет музейно-культурный комплекс. Его строительства мы добивались почти 60 лет. Облегчат жизнь людей в будущем перинатальный центр и хирургический корпус республиканской клинической больницы. Это не просто стены и крыши, это ещё и современное оборудование, требующее профессионального подбора персонала — начиная от врачей и заканчивая медсёстрами. И, в конечном итоге, здоровье наших жителей.

— Владимир Николаевич, многие законы были воплощены в жизнь по инициативе правительства, многие — с лёгкой руки депутатского корпуса различных созывов. Я бы не стал тут разграничивать, кто именно и сколько, не в этом суть. Можно ли просто напомнить о некоторых из них?
— Конечно, можно. Но я хотел бы начать с того периода, который мы пережили. 1990-е годы — это последствия развала Советского Союза. Не так уж и давно всё происходило. Особо заострю внимание на работе депутатов второго созыва Верховного Совета — это 1997 — 2001 годы. Тогда страну захлестнули демонстрации, пикеты по поводу невыплаты заработной платы. Нам пришлось немало усилий приложить, чтобы в обществе сохранилось спокойствие, а зарплату всё же начали выплачивать вовремя.
И только в 2000-х годах появилась возможность принять законы, предусматривающие меры социальной поддержки. Мы начали с ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла. К слову сказать, мы существенно расширили количество (по сравнению с аналогичным федеральным законом) категорий граждан, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки, — почти до 20-ти. Не остались без поддержки многодетные семьи, медицинские работники, работники образования и культуры, дачники... Приняли закон, регулирующий порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Можно долго перечислять, и среди перечисленного обязательно должны быть проекты «Образование», «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса». Республиканская целевая программа «Школьная парта» была рассчитана на 2007 — 2009 годы, программа «Школьное питание» — на 2009 — 2011-е. В результате удалось навести порядок в сфере школьного питания, отремонтировать большую часть столовых. Со временем дошли руки и до школ в целом, и до домов культуры: они ремонтируются, строятся. С нашей подачи был обновлён автобусный парк школ Хакасии.
Важную роль сыграли республиканские целевые программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Республики Хакасия на 2008 — 2010 годы», «Старшее поколение».
Особо отмечу преемственность работы Верховного Совета. Каждый следующий созыв учитывал опыт работы своих предшественников — удачный, порой, может быть, менее удачный, что позволяло и позволяет решать многие задачи, стоящие перед органами власти республики. Вне всякого сомнения, новые экономические преобразования и социальные условия накладывали свой отпечаток на деятельность депутатского корпуса. Но вся эта работа в конструктивном взаимодействии с правительством приносила свои положительные результаты. По-другому и не должно быть. К своему 25-летию Верховный Совет подходит с хорошими итогами, но никто, кроме жителей республики, не сможет дать объективной оценки нашей работе, поскольку история становления Верховного Совета, работа депутатов неразрывно связаны с историей республики как неотъемлемой части России. Но останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя. Нам предстоит ещё очень много сделать и сделать это всем вместе...

Александр ДУБРОВИН, газета "Хакасия"


Справка

Первый созыв Верховного Совета РХ работал с января 1992 года по январь 1997-го.
Депутатский корпус состоял из 100 человек.
Был принят 71 закон. В мае 1995 года была принята первая в истории современной Хакасии Конституция.

Второй созыв работал с января 1997 года по январь 2001-го.
Парламент состоял из 75 депутатов.
Всего принято 138 законов.
Шло развитие законодательства в сфере административных, судебных правоотношений, природоохранных, водных отношений, дорожного, жилищного строительства и в области социальных отношений: детства, материнства, инвалидов.

Третий созыв работал с января 2001 года по январь 2005-го.
Депутатский корпус состоял из 75 человек.
Было принято 324 закона.
Утверждены десять республиканских целевых программ.
Впервые приняты законы, предусматривающие меры соцподдержки ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла.

Четвёртый созыв работал с января 2005 года по февраль 2009-го.
Было избрано 75 депутатов.
Всего принят 401 закон.
Реализация 32 законов по программам развития.

Пятый созыв работал с марта 2009 года по сентябрь 2013-го.
Депутатский корпус состоял из 75 депутатов.
Было принято 613 законов.
Одобрена республиканская программа по поддержке дачников.
Принят ряд законов, направленных на поддержку и развитие сельского хозяйства, развитие малых и отдалённых сёл в республике.

Шестой созыв приступил к работе 18 сентября 2013 года.
Депутатский корпус состоит из 50 депутатов.

26 января 2017 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия