Skip to main content
18 сентября 2020 года

Депутаты Верховного Совета обсудили межбюджетные отношения в Хакасии

 

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

В Верховном Совете Хакасии состоялось рабочее совещание, посвященное изменениям в республиканский закон о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Хакасии.

В мероприятии приняли участие председатель комитета по бюджету и налоговой политике республиканского парламента Олег Иванов, председатель комитета по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям Роман Челтыгмашев, председатель комиссии по Регламенту Татьяна Янусик, исполняющая обязанности первого заместителя министра финансов Хакасии Ирина Юшкова, начальник отдела межбюджетных отношений республиканского минфина Лариса Тыдыякова. 

Напомним, законопроект разработал Совет депутатов Ширинского района. Ширинские коллеги предлагали исключить невозможную к взысканию дебиторскую задолженность при расчете дотации на выравнивание муниципалитетам. В качестве обоснования необходимости изменений муниципальные парламентарии сослались на то, что при формировании бюджетов муниципальных районов и городов на 2020 год Минфином Хакасии были завышены показатели по неналоговым доходам, что, по их мнению, привело к искусственному занижению дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 

При этом, в 2019 году, добавляют районные депутаты, был принят республиканский закон N 78-ЗРХ, которым были внесены изменения в пункт 4.3 Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов, где в перечень неналоговых доходов была включена дебиторская задолженность по арендной плате за земельные участки и имущество, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Но, как полагают депутаты, данная норма противоречит статье 138 Бюджетного Кодекса РФ, в которой говорится, что использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципалитетов показателей фактических и (или) прогнозируемых доходов и расходов за отчетный период не допускается. Таким образом, дебиторская задолженность прошлых лет не может учитываться в неналоговых доходах.

 В ходе встречи представители минфина Хакасии отметили, что законопроект получил отрицательное заключение Правительства Хакасии.

По мнению финансистов, ссылка на статью 138 Бюджетного Кодекса РФ некорректна, так как положения этой статьи применяются при расчете уровня бюджетной обеспеченности, где учитываются только налоговые доходы районов и городов. То есть неналоговые доходы не влияют на расчет уровня бюджетной обеспеченности. 

Также пункт 4.3 методики предусматривает расчет не уровня бюджетной обеспеченности, а оценку неналоговых доходов муниципального образования на очередной финансовый год в структуре доходного потенциала муниципального образования в очередном финансовом году. То есть пункт 4.3. не противоречит статье 138 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, изменения методики не повлияли на общий размер дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности с учетом дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, пояснили представители минфина, сославшись, что при принятии республиканского бюджета на 2020 год была соблюдена норма пункта 7 статьи 138 Бюджетного кодекса.

Принятие законопроекта в представленном варианте, констатировали специалисты главного финансового органа республики, повлечет за собой перераспределение между муниципалитетами межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов в пользу муниципальных образований, в собственности которых находится значительный объем земель, сдаваемых в аренду. 

Депутаты, заслушав позицию исполнительной власти республики по представленному законопроекту, высказали мнение о необходимости дальнейшего совершенствования механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов. 

«Идея сделать справедливой методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городов – хорошая и понятная, - подчеркнул Олег Иванов. – Также согласен, что объективно есть предприятия, с которых невозможно взыскать арендную плату, так как они давно обанкротились и были исключены из реестра».

При этом депутат добавил, что «понятие «невозможное к взысканию» - это понятие растяжимое. К примеру, в городе Черногорске год назад было более 180 миллионов рублей, нереальных к взысканию. В результате упорной работы муниципалитета по сбору налогов в этом году осталось 67 миллионов рублей». 

Дальнейшую судьбу законопроекта было предложено обсудить в расширенном формате с участием инициаторов поправок в законопроект на следующей неделе.

«Задача депутатов – сблизить позиции муниципалитетов и исполнительных органов власти, чтобы принять взвешенное решение, как поступить с дебиторской задолженностью. Главный вопрос – в способе списания невозможной к уплате дебиторской задолженности. Этому как раз и будет посвящено очередное рабочее совещание», - подвел итоги рабочего мероприятия Олег Иванов.