Новости и события

Памятник Паровоз Победы открыт сегодня в воинской части Абакана

Он установлен на территории Краснознамённого Железнодорожного  Познанского Соединения в современном военном городке. Событие приурочено к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Почетное место на постаменте занял паровоз образца военных лет. Эта модель выпускалась с 1945 по 1955 годы. Паровоз Победы передан железнодорожной воинской части в дар от Красноярской железной дороги. Ранее он находился на станции Аскиз, теперь же является символом железнодорожной части.

С открытием памятника и празднованием Дня Победы участников события поздравил Председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев, который отметил значительный вклад воинов-железнодорожников в приближение общей Победы и становление страны в послевоенное время.

«Бригада, которая носит имя «Познанская» для нас не просто слово. В боях, по овладению городом Познань и Познанской крепостью пала тысяча воинов из Хакасии. В основном это бойцы 25-26 года рождения. Пять из них стали Героями Советского Союза и два кавалерами Орденов Славы трех степеней. Всего на войну из Хакасии было призвано примерно 70 тысяч человек, свыше 30 тысяч из них погибло, 15 тысяч вернулись инвалидами Великой Отечественной войны. Это колоссальные потери. Мы помним и чтим подвиг наших земляков!

Открытие памятника символизирует мощь и мужество нашего народа. В послевоенное время войны-железнодорожники и гражданские строили дорогу Новокузнецк – Абакан, а затем Абакан – Тайшет. Это 700 километров трассы в тяжелейших послевоенных условиях. Сегодня эта дорога остается одной из крупнейших. Так что памятник этот является еще и символом труда военных железнодорожников, строивших дорогу. Поздравляю вас с 75 годовщиной празднования Победы советского народов в Великой Отечественной войне. Желаю здоровья, крепости духа и достижения новых целей».

По итогам 2019 года военный городок Краснознамённого Железнодорожного  Познанского Соединения занял 1 место в Российской Федерации. Важнейшую роль в проведенных преобразованиях, направленных на современное оснащение вооруженных сил и укрепление материально-технической базы Вооруженных Сил России, сыграли решения, принятые министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу.

За предыдущие годы на территории войсковой части в Абакане проведена колоссальная работа по строительству объектов военного и гражданского назначения. В настоящее время обустройство продолжается. Проводятся работы по строительству спортивного зала, действуют бассейн и ледовый дворец, новая столовая и культурно-досуговый центр на тысячу мест, построены новые общежития для военнослужащих. Отметим, что Познанская железнодорожная воинская часть, дислоцируется в Абакане с 1979 года.

Историческая справка

Познанское Краснознамённое железнодорожное Соединение сформировано на основании Постановления Совета Труда и обороны СССР от 14 января 1932 года и Приказа по Особому корпусу ЖДВ РККА № 97- 1932г., в городе Новосибирске 6 июля 1932 года в составе 4-х железнодорожных полков с местами дислокации: управление бригады и 21-й строительно-железнодорожный полк в городе Новосибирске, 19-й СЖДП в городе Свердловске, 20-й СЖДП в городе Челябинске, 22-й СЖДП в городе Акмолинске Казахской АССР и вошла в Особый корпус ЖДВ РККА.

С 1932 по 1936 гг. части соединения выполняют оперативно-технические работы на Урале, Сибири и в районе озера Байкал. В 1936 году бригада передислоцирована на Дальний Восток в район ст. Манзовка с задачей по строительству железнодорожной линии Манзовка – Варфоломеевка.

В марте – апреле 1941 года соединение передислоцировано на Львовскую ЖД с пунктом дислокации ст. Збараж и приступила к строительству вторых путей ЖД участка Лановицы – Тернополь – Ходоров.

22 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны задачи бригады резко изменились, согласно мобилизационного плана она вошла в состав войск действующей армии Юго-Западного фронта и выполняла приказы начальника ВОСО фронта по эвакуации материальных ценностей, техники, подвижного состава и устройству заграждений ЖД участков.

В период с 26 июня 1941 г. по январь 1943 г. выполняя восстановительные и заградительные работы части бригады дошли до города Воронеж, входя в состав Юго-Западного (с 22.06.1941г. по 22.04.1942г.), Брянского (с 22.04.1942г. по 25.07.1942г.), Воронежского (с 25.07.1942г. по 01.03.1943г.) фронтов.

В 1943 году с переходом частей Красной Армии в наступление бригада прошла с боями и производством восстановительных работ от Воронежа до Берлина, входя в состав: Брянского (с 01.03.1943г. по 04.04.1943г.), Центрального (с 04.04.1943г. по 20.10.1943г.), Белорусского (с 20.10.1943г. по 25.02.1944г.), 2-го Белорусского (с 25.02.1944г. по 12.04.1944г.), 1-го Белорусского (с 12.04.1944г. по 10.06.1945г.) фронтов.

От 19 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны немцев южнее города Варшавы и проявленную при этом доблесть и мужество бригада награждена орденом Красного Знамени. 5 апреля 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего № 063 за отличие в боях за овладение городом и крепостью Познань, бригаде присвоено почетное наименование «Познанская».

За годы войны в соединении 5 военнослужащих удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда (генерал-лейтенант Бакарев П.И., генерал-майор Коршунов П.И., рядовой Анников М.Е., сержант Грицаенко М.Н., рядовой Сук Н.Я.), более 7 тысяч награждены орденами и медалями СССР и иностранных государств. За годы Великой Отечественной войны безвозвратные потери бригады составили более 4400 человек.

В июле 1945 года части бригады убыли из состава группы Советских оккупационных войск в Германии на Урал в город Серов, где выполняли задачи по восстановлению народного хозяйства.

В период с 1945 по 1978 гг. соединением построены железнодорожные линии Ивдель – Вагай, Решеты - Арамиль, трасса мужества Ивдель – Обь и другие ЖД участки Урала.

В феврале – апреле 1979 года управление и части бригады передислоцированы из Краснознаменного Уральского военного округа в Краснознаменный Сибирский военный округ, Красноярский край с местами дислокации в городах Абакане, Минусинске, Черногорске и ст. Аскиз,
где приступили к выполнению работ по строительству вторых путей ЖД линий Абакан – Междуреченск, Абакан – Тайшет. Части соединения за время нахождения на юге Сибири участвовали в развитии станции: Саянская на трасе Абакан-Тайшет, Мереть и Зеньково в Кузбассе, строительстве подъездных путей к Березовской ГРЭС-1 и развитии станции Дубинино на КАТЭКе, развитии станции Ирбейская, производили работы по строительству новой железнодорожной линии Мереть-Среднесибирская из Кузбасса в Алтайский край.

Личный состав соединения участвовал в ликвидации последствий техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, в 2011 году восстанавливал разрушенный мост через реку Абакан, в районе станции Камышта, а также принимал активное участие в тушении лесных пожаров и ликвидации наводнений в Республике Хакасия, в тушении и ликвидации последствий пожаров на территории Республики Хакасия в апреле 2015 года.

Войсковые части 5 отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады участвовали в проведении военно-транспортного учения «Рубеж-2000», в 2010 и 2011 году в оперативно-стратегических учениях «Восток-2010» и «Центр 2011», в июне 2014 года в тактико-специальном учении по наведению наплавного железнодорожного моста из комплекта НЖМ-56 через реку Енисей в районе села Подсинее республики Хакасия.

В период с 2013 по 2020 год личный состав соединения выполнял задачи Министра Обороны Российской Федерации  по ремонту подъездных путей, обваловке складов РАВ на объектах Министерства Обороны РФ в Сибирском регионе, строительству железнодорожного пути и автомобильной дороги для 251 общевойскового полигона Центрального военного округа город  Юрга Кемеровской  области  и ремонту подъездных путей на объектах Министерства Обороны РФ на станциях: Иня-Восточная, Алейская, Козулька, Сулемка, Улуй, Юрга, Ачинск, Хотхор, обходной железной дороги Журавка – Миллерово в Воронежской области. В 2018 году соединение с честью выполнило задачу по строительству автомобильного моста через реку Б. Енисей у г. Кызыла, что позволило соединить с «большой землей» несколько населенных пунктов Республики Тыва. В 2019 году воины бригады мужественно боролись с последствиями стихии в г. Тулун Иркутской области. 

 

09 мая 2020 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия