Жилищный сертификат как альтернатива предоставления жилья
Законодательную инициативу в качестве дополнительных мер социальной поддержки обсудили в ходе рабочего совещания на комитете по культуре, образованию и науке в республиканском парламенте.
Предполагается, что она станет альтернативным вариантом для решения социально значимого вопроса по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эта практика уже успешно действует в субъектах Российской Федерации. Её закрепления в законодательстве республики и практического применения добивается комитет по культуре, образованию и науке Верховного Совета Хакасии. Прокуратура Республики Хакасия данную инициативу поддерживает.
Сейчас она активно обсуждается с привлечением специалистов, в чью компетенцию входит рассмотрение данного вопроса для принятия решения. Это представители Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, министерства образования и науки, Прокуратуры Республики Хакасия, а также Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия.
Суть инициативы заключается в предоставлении жилищного сертификата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим собственные семьи, расширяющего возможности выбора приобретаемого жилья.
При разработке механизма реализации инициативы за основу предлагается взять действующий порядок выдачи сертификатов, содержащийся в законодательстве субъектов и при необходимости добавить критерии для отбора кандидатов на получение сертификата. Помимо основного критерия – нуждаемость в предоставлении жилья детям-сиротам, важными условиями, по мнению председателя комитета Оксаны Развариной, должны стать наличие постоянного места работы на протяжении не менее полугода, зарегистрированный брак и семья с детьми, отсутствие судимости
у претендентов на получение сертификата.
«Деньги на приобретение жилья выделяются ежегодно. Но они не осваиваются и причин несколько. Одна из них – проблема с подбором подходящих по всем критериям – стоимости и площади, вариантов жилплощади. По этим причинам проблема предоставления жилья не решается. Неиспользованные средства муниципалитеты возвращают в бюджет, а очередь при этом только увеличивается. Чтобы сдвинуть ситуацию с места, нужны новые походы. И выход видится как раз в предоставлении жилищного сертификата. Он дают возможность добавить к выделенной сумме материнский капитал и приобрести в собственность квартиру, в которой семья сможет проживать, а не ютиться».
Еще одним «слабым местом» действующей системы является то, что даже после приобретения жилья, а не получения сертификата, на протяжении 5 лет дети этой категории не имеют права продать или сдать жилье в собственность. Это дополнительная проблема для семейных пар. Поскольку проживать семьей на стесненной жилплощади не комфортно, а улучшить жилищные условия семья сможет только через 5 лет. Именно поэтому жилищный сертификат рассчитан на семейные пары.
Прошедшее совещание под руководством председателя комитета Оксаны Развариной, выявило ряд разногласий. В этой связи решено дополнительно проанализировать существующий юридический механизм по выдаче сертификата и заключения соглашения, а также судебную практику. Очередная встреча состоится в мае текущего года и возможно, она положит начало работе по законодательному закреплению на республиканском уровне более эффективного механизма для решения вопроса в предоставлении жилья детям-сиротам.
21 апреля 2022 года
![](/media/2022/04/img-2483_1.jpg)