Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие вашим потребностям. Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы согласны с этими условиями.

Для контактов

  • Отдел по информационной политике и связям с общественностью
  • 655019, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, д. 67, каб. 326
  • Юрьева Елена Олеговна
  • 8 (3902) 25-95-35

Интервью с депутатом 8 созыва Иваном Вагнером на тему реформирования системы местного самоуправления

Хакасия готовится к реформе местного самоуправления. Федеральный закон дал на выбор региональным властям три варианта организации МСУ – это двухуровневая, одноуровневая или смешанная система. В Хакасии разворачивается борьба за первый и второй  способ управления. В Верховный Совет республики уже поступили два противоположных законопроекта. Из правительства – о двухуровневой системе. На сегодня регион живет именно по ней, и оценить все ее недостатки не составляет труда. Депутаты предложили вариант одноуровневой системы.  Ее главное преимущество в наличии прямого подчинения, четкой вертикали, когда глава муниципального округа назначает глав поселений и отвечает за их работу. Ротации в этом случае возможны. Занять должность управляющего на пять лет и оставаться на ней при любых обстоятельствах, как это происходит сейчас c главами сельсоветов, не получится. 

Впрочем, одноуровневая система для Хакасии совсем не новость! В начале 2000-х именно так и было устроено территориальное управление. Мы поговорили об этом с Иваном Вагнером, который в те годы возглавлял Орджоникидзевский район.  И, по мнению Ивана Эрвиновича, вопрос о  реформе системы местного самоуправления слишком политизирован.

Иван Эрвинович, сегодня много говорят про реформу муниципальной системы. Людям не понятно, что это значит. Нарастает волнение. У Вас богатый управленческий опыт на разных уровнях власти и Вы из тех руководителей, кто работал при одноуровневой системе и застал переход на двухуровневую, сейчас еще действующую систему. Объясните, пожалуйста, чего нам ждать от этой реформы и стоит ли так переживать?

- Страшного ничего нет в одноуровневой системе. Я работал главой Орджоникидзевского района в 2002-2004 годах как раз при этой системе. Наоборот, порядка было больше, ничего плохого в районе не происходило. Мы могли аккумулировать собственные доходы в одних руках и поочередно в том или ином поселении выполнять необходимые работы: ремонтировать Дом культуры или учреждение здравоохранения, открывать детский сад и т.д. Тогда эти все объекты были в рамках муниципального района, и мы неплохо справлялись.

Сегодня боязнь в сельских поселениях понятна – много людей пришло в сельсоветы ради получения будущих пенсий. Львиная доля сельских советов существует просто как место работы. Они ничего сами делать не могут, потому что нет собственных доходов, это депрессивные территории. И таких в республике, к сожалению, очень много. И помочь им никто особо не стремится. Живут более-менее те, у кого есть собственный доход. А их единицы. Сейчас нужно просто перешагнуть этот страх неопределённости, неуверенность.

Мы вот два года работали по этой системе до 2004 года, а затем было принято решение перейти на двухуровневую систему. Нас никто не спрашивал, хотя мы были против. Но решение было принято и мы его выполняли.

Сегодня депутаты Верховного Совета вместе с правительством республики, надеюсь, примут разумное решение, которое позволит нам сократить расходы на управленческий аппарат. 

Нужно понимать, что доходы от вывоза, реализации угля, от угольной отрасли в нашу пользу в полной мере не будут решены еще как минимум десять лет, и мы должны думать, как и на чем без ущербов сэкономить. Мы должны выстроить вертикаль власти.

Являясь депутатом Верховного Совета, наблюдаю со стороны, что происходит в территориях. Там нет абсолютно никакой вертикали власти, потому что глава поселения не ответственен, не подотчетен, не находится в прямом подчинении главы муниципального района. Правительство Хакасии приняло такую тактику – подкармливать глав поселений, кто к ним лоялен. Это разорвало всю цепочку власти в республике. Если Валентин Олегович это не поймет, впереди у нас будет еще больше проблем. Если все главы вступят в партию, что будет? Всех он не сможет обеспечить. Поэтому нужно подумать и решиться, принять одноуровневую систему. Хуже точно не будет. 

Работая два года в этой системе, мы понимали, что сами за все отвечаем. У нас на каждой территории был начальник управления и бухгалтер. Они находились в прямом подчинении у главы муниципального образования, моими представителями были. И когда сегодня говорят, что сельские советы исчезнут – неправда это все!  И печать на месте будет, и люди ответственные за территорию, и место, куда обращаться жителям поселений. Просто людей дезинформируют, не объясняют ситуацию. Простой пример. У нас была сессия недавно, и я подробно все объяснил людям. В итоге даже изначально оппозиционно настроенные депутаты поддержали принятие одноуровневой системы. 

Как мы работали тогда? Дважды в год собирали сходы в каждой деревне, чтобы отчитаться по итогам и понять, что нужно сделать на территории в следующем году. Такое планирование стимулировало к работе.

Прекрасно понимаю, что работы главе района добавиться. Но у него в руках будет вся власть, механизм воздействия на местах. И ответственность он будет за все нести. А сегодня получается, что всегда власти района виноваты и власти республики, а те, кто у власти на местах получают зарплату и говорят сельчанам, что денег нет, решить ничего не могут. 

И вторая сторона, почему я за одноуровневую систему: мы ведь с трудом находим депутатов сельских поселений. Если посмотреть правде в глаза, то в сельских советах практически не проводятся сессии, просто «стряпаются» протоколы.   

Как правило, к середине полномочий в сельских советах уже и кворума не хватает.  К чему это? Тратя такие деньги, мы силой уговариваем людей идти в депутаты. Они ведь прекрасно понимают, что они один раз в год соберутся, проголосуют за земельный налог, за коэффициенты и за принятие бюджета. И все, больше они ничего не могут в сельском совете, потому что денег ни на что нет. Поэтому категорично настаиваю на том, что в Хакасии, как и по всей стране, должна быть выстроена вертикаль власти  - одноуровневая система.   

Иван Эрвинович, не припомните, когда с одноуровневой системы на двухуровневую переходили, что происходило в обществе? 

В те времена таких дебатов как сегодня, - со свободой слова, просто не могло быть. Хотя у нас уже была «Ассоциация глав муниципальных образований» достаточно сильная, авторитетная, возглавлял Абрек Васильевич (прим.: Челтыгмашев), и мы свое мнение высказывали. Были категорически против, повторюсь. Но нас никто не спрашивал. 

Изменения всегда пугают. Как объяснить жителям муниципалитетов, людям, куда обращаться со своими проблемами? 

По каким-то вопросам – к начальникам управления, по каким-то – к главам районов.  Давайте сегодня любого главу спросим. У всех ведутся документы приема граждан. Сколько людей из поселений, по полномочиям поселения, в районной администрации принимают. Да тысячи! Ведь что можно решить на месте, когда денег нет?  Вот люди и идут в район. 

После принятия одноуровневой системы для людей ничего к худшему не изменится. Когда мы переходили с одноуровневой системы на двухуровневую, не был политизирован вопрос и полемики не было в прессе. И сейчас, если бы без такой огласки, без ажиотажа, я вас уверяю, что люди бы не поняли, что для них что-то изменилось.  Хуже от реформы не будет. Будет лучше!

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что сайт работает в тестовом режиме.