Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие вашим потребностям. Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы согласны с этими условиями.

Для контактов

  • Отдел по информационной политике и связям с общественностью
  • 655019, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, д. 67, каб. 326
  • Юрьева Елена Олеговна
  • 8 (3902) 25-95-35

Инклюзивное образование в республике: пути решения

Эксперты в области образования и практикующие специалисты обсудили текущее состояние инклюзивного образования в Хакасии.

«Семьи с особенными детьми ждут от нас быстрых решений», — подчеркнула председатель Экспертного совета Галина Салата. Её слова подтвердила статистика ФКУ «Главное бюро медико‑социальной экспертизы по Республике Хакасия» Минтруда России. В регионе на протяжении последних лет наблюдается рост числа детей с ОВЗ: в 2020 году –  2 465 детей, в 2024 – 2 626 детей.

photo_2025-11-14_15-50-02
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Хакасия Ирина Ауль отметила: в субъектах России отсутствует единый подход к организации инклюзивного образования. Меры по социальной адаптации носят экспериментальный или проектный характер.

В Хакасии созданы несколько центров для детей с особенностями развития. Хотя не все особенные дети способны к обучению, многим воспитанникам такие центры помогли адаптироваться в обществе, получить навыки самостоятельной жизни и даже найти работу. Проблема в малом количестве подобных учреждений и недостатке специалистов для работы с особыми ребятишками. Острый дефицит педагогов особенно заметен в селах. 

В общеобразовательных школах условия обучения детей-инвалидов далеко не всегда комфортные. Требуется переподготовка педагогов и формирование психологической готовности преподавателей к работе с детьми-инвалидами.

Ирина Ауль привела в пример практику из других регионов, где внедряются  ресурсные классы. Этот опыт  можно применить в Хакасии при условии решения кадрового вопроса.
photo_2025-11-14_15-50-29
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Эксперты сошлись во  мнении, что нельзя исключать существующую форму работы – коррекционные классы. Но наряду с этим необходимо совершенствовать подходы для развития детей-инвалидов, осваивать более эффективные методы социализации.

Экспертный совет принял решение о создании рабочей группы при Министерстве образования республики, куда войдут специалисты сферы образования. Задача группы — разработать поэтапное решение проблемы с учётом текущих условий.
photo_2025-11-14_15-50-39
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

«Равнодушных к этой проблеме нет – это главное. Мы увидели заинтересованность специалистов, имеющих большой опыт работы в этом направлении. Уверена, что вместе мы сможем найти решения, которые помогут гораздо большему количеству  семей, в которых воспитываются особые дети»
, - прокомментировала председатель комитета по культуре, образованию и науке Оксана Разварина.
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Уважаемые посетители, обращаем ваше внимание, что сайт работает в тестовом режиме.