Президиумы

Повестка дня: 17 апреля 2019 года, 10:00

Вопрос № 10

Об отзыве на проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров»

Докладывает: Старостин Валерий Николаевич председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 671662-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях предотвращения

ландшафтных (природных) пожаров»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации А.Д. Башкиным, И.А. Гехт, Г.И. Орденовым, депутатами Государственной Думы А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46  «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров» в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2019 года

№ __________

         Приложение

         к постановлению Президиума

         Верховного Совета

         Республики Хакасия

         от ___ ____________ 2019 года

         № __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 671662-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях предотвращения

ландшафтных (природных) пожаров»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации А.Д. Башкиным, И.А. Гехт, Г.И. Орденовым, депутатами Государственной Думы А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным, поддерживает его принятие.

 

 

 

 

 

Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 08.04.2019 № 186

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

" 08 " апреля 2019 г.

 

58. О проекте федерального закона № 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предот­вращения ландшафтных (природных) пожаров" - вносят члены Совета Фе­дерации А.Д.Башкин, И.А.Гехт, Г.И.Орденов, депутаты Государственной Думы А.Н.Грешневиков, О.В.Шеин

 

Принято решение:

1.  Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (предста­вительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 9 мая 2019 года.

2.  Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подгото­вить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3.  Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 года (май).

 

 

        Первый заместитель

Председателя Государственной Думы

       Федерального Собрания

       Российской Федерации                                                      А.Д. Жуков

 

Сопроводительное письмо

ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 марта 2019 г.

 

 

Председателю

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

 

В.В.ВОЛОДИНУ

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации вносим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров». Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета.

Приложения:

1. Проект федерального закона - 3 листа;

2. пояснительная записка - 3 листа;

3. перечень  федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона - 1 лист;

4. финансово-экономическое обоснование - 1 лист;

5. перечень  нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона- 1 лист;

6.  копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.   

 

 

                                                                   А.Д. Башкин

                                                                   И.А. Гехт

                                                                   Г.И. Орденов

                                                                   А.Н. Грешневиков

                                                                   О.В. Шеин                   

 

Проект федерального закона

Вносится членами Совета Федерации

А.Д. Башкиным, И.А. Гехт, Г.И. Орденовым,

Депутатами Государственной Думы

А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным

 

Проект № 671662-7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров

 

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следующие изменения:

Часть 1 стати 1 дополнить абзацем 3: «ландшафтный (природный) пожар - пожар, материалом горения которого служит естественная или сельскохозяйственная растительность, а также её остатки».

После Статьи 22.2 дополнить статьёй:

«Разработка и реализация мер пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров, тушение ландшафтных (природных) пожаров

В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности в порядке, установленном статьёй 20 настоящего закона, федеральные органы исполнительной власти устанавливают требования пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров.

На основании требований пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров, субъекты Российской Федерации разрабатывают и организуют реализацию мер по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров. Реализация мер пожарной безопасности в лесах, а также тушение лесных пожаров осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 22.1 настоящего закона.

Организация тушения ландшафтных (природных) пожаров силами Государственной противопожарной службы осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»

Статья 2.

Часть 3, статьи 28 федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», после слов «... выжигание растительности,» дополнить словами «остатков растительности».

Статья 3.

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 следующие изменения:

Пункт 2 части 2 статьи 13 после слов «... отходами производства и потребления» дополнить словами «, ландшафтных (природных) пожаров».

Статья 4.

Часть 3 статьи 6 федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изложить в следующей редакции:

«2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, включая требования законодательства Российской Федерации о предотвращении ландшафтных (природных) пожаров, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причинённого вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-фЗ "Об охране окружающей среды"».

Статья 5.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской федерации в целях

предотвращения ландшафтных (природных) пожаров»

 

За последнее время в ряде регионов Российской Федерации отмечено ухудшение ситуации, связанной с возникновением и распространением ландшафтных (природных) пожаров, не относящихся к лесным пожарам, происходящим в лесах лесного фонда, либо особо охраняемых природных территорий и объектов. Травяные и тростниковые пожары происходят на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, иного назначения, землях запаса.

Так, только в Астраханской области весной 2016 года был зафиксирован 271 случай возгорания сухой растительности, к апрелю 2017 года - 372, весной 2018 года - 483, а за две недели марта 2019 года - 399.

Массовые травяные и тростниковые пожары (если говорить о доле пройденной огнем площади от общей площади региона) происходят в Еврейской автономной области, Хабаровском крае. Огромные травяные пожары были главным источником задымления Хабаровска, Биробиджана и многих других населенных пунктов этой обширной территории, и создавали серьезную угрозу для здоровья их жителей. Это важные и опасные последствия выжигания сухой травы, которые также необходимо учитывать.

Анализ причин возгораний даёт основания полагать, что речь идёт о целенаправленных поджогах со стороны землепользователей разных категорий. Так, в целях экономии на издержках по очистке сельскохозяйственных угодий от остатков прошлогодней растительности организуются «случайные» возгорания, в том числе с привлечением несовершеннолетних подростков. Имеется порочная практика «контролируемых» выжиганий вокруг населённых пунктов и промышленных объектов. При этом огонь уходит по сухой траве на огромные расстояния, и становится источником крупных ландшафтных пожаров, в том числе лесных и торфянных.

Вопросам предотвращения ландшафтных (природных) пожаров уделяется большое внимание Президентом РФ и председателем Правительства РФ. В конце 2018 года, а также ранее давались поручения о совершенствовании нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, в том числе в лесах и на сельскохозяйственных угодьях. Однако, для эффективного правового регулирования необходимо наличие законодательной базы федерального уровня, которая на данный момент отсутствует.

В федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не определены понятия «ландшафтный пожар», «лесной пожар», «природный пожар». При этом в соответствии с частью 5, статьи 51 Лесного кодекса РФ под лесным пожаром понимается исключительно пожар, происходящий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, за исключением пожарной безопасности населённых пунктов (включая «городские леса»), вопросы пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного и иного назначения и землях запаса, в области предотвращения ландшафтных (природных) пожаров, несмотря на очевидную специфику и потребность такового, на уровне федерального законодательства должным образом не регулируются.

В связи с изложенным, возникает необходимость терминологического закрепления понятия «ландшафтный (природный) пожар» в соответствующем отраслевом федеральном законе, с последующим определением специфики полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению и тушению данных типов пожаров.

В связи с очевидной технической сложностью осуществления тотального контроля над обширными территориями вне населённых пунктов в рамках осуществления пожарного надзора за непосредственными виновниками возникновения ландшафтных пожаров, предлагается сосредоточить усилия на выполнении комплекса мероприятий по их предотвращению со стороны соответствующих землепользователей. Законопроектом предполагается внесение изменений в Земельный кодекс РФ, закрепляющих за землепользователями обязанность выполнения противопожарных мероприятий в рамках охраны земель.

Например, своевременное, до пожароопасного периода, удаление остатков прошлогодней растительности с сельскохозяйственных угодий лишает соответствующую территорию материала для горения, чем делает распространение ландшафтного пожара невозможным. Выполнение указанных требований сравнительно легко контролируется как органами местного самоуправления, так и при выполнении мероприятий в рамках осуществления пожарного надзора.

В связи с тем, что возникновение ландшафтных пожаров, как было упомянуто выше, часто связано с недобросовестным ведением сельского хозяйства, а также приводит к существенному ухудшению экологической обстановки, угрозе здоровью и безопасности населения, законопроектом предлагается, наряду с мерами административной ответственности, предусмотренными соответствующим законодательством, распространить действие части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки) на случаи нарушения законодательства Российской Федерации о предотвращении природных (ландшафтных) пожаров.

Финансово-экономическое обоснование

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях

предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"

 

Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Перечень федеральных законов...

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием

Федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в целях

предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" требует внесения изменений и дополнений в следующие федеральные законы:

•   Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

•   Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;

•   Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ;

•   Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Перечень нормативных правовых актов

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации и федеральных органов

исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием

Федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения

ландшафтных (природных) пожаров"

 

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" признание утратившими силу, приостановление, изменение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" потребуется принятие Правительством Российской Федерации «Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами Государственной противопожарной службы органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей). В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" потребуется принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти «Требований пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров».

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 17.04.2019 № 142-п

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Об отзыве на проект федерального закона № 671662-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях предотвращения

ландшафтных (природных) пожаров»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации А.Д. Башкиным, И.А. Гехт, Г.И. Орденовым, депутатами Государственной Думы А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров» в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

17 апреля 2019 года

№ 142-п

           Приложение

           к постановлению Президиума

           Верховного Совета

           Республики Хакасия

           от 17 апреля 2019 года

           № 142-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 671662-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях предотвращения

ландшафтных (природных) пожаров»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 671662-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации  А.Д. Башкиным, И.А. Гехт, Г.И. Орденовым, депутатами Государственной Думы А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным, поддерживает его принятие.