Президиумы

Повестка дня: 08 апреля 2020 года, 10:00

Вопрос № 2

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета»

Докладывает: Могилина Светлана Викторовна председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 
О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории

Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции,

электронных систем доставки никотина и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Республики Хакасия

в связи с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»
 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2020 года

 

№ ___________

Проект постановления ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории

Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции,

электронных систем доставки никотина и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Республики Хакасия

в связи с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»

 

Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 31 марта 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета»,

Верховный Совет Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Протест   прокурора   Республики  Хакасия  от  31  марта  2020 года  № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» отклонить.

2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2020 года

 

№ __________

Пояснительная записка

Пояснительная записка

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории

Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции,

электронных систем доставки никотина и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Республики Хакасия

в связи с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»

 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» (далее – Закон № 11-ЗРХ).  

В протесте прокурора Республики Хакасия указано, что Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает запрет оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, тем самым осуществляет регулирование правовых основ единого рынка.

Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ принят в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также предупреждения причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что охрана здоровья может осуществляться и посредством мер правового характера, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Право граждан на охрану здоровья граждан и медицинскую помощь закреплено статьей 41 Конституции Российской Федерации. 

Также согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий оборот никотинсодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, а также ограждающий несовершеннолетних от использования такой продукции и устройств. При этом Министерством промышленности и торговли России разработан проект федерального закона «О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака», который будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

До принятия такого федерального закона Республика Хакасия вправе регулировать указанные правоотношения, следовательно, Закон № 11-ЗРХ принят Верховным Советом Республики Хакасия в пределах своих полномочий, что подтверждается законодательной практикой субъектов Российской Федерации.

Законы, регулирующие аналогичные правоотношения, приняты в Московской, Ленинградской, Архангельской, Владимирской, Калужской, Кировской, Магаданской, Ростовской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Пензенской, Тюменской областях, Приморском, Ставропольском краях, в республиках Бурятия, Ингушетия, Чувашия.

Кроме того, Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия отмечался рост популярности так называемых «инновационных никотинсодержащих продуктов», которые являются альтернативой курению табака и по своей сути являются суррогатным про­дуктом, реализуемым как аналог снюса, оборот которого на территории Российской Федерации запрещен Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан.

К тому же распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года № 2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, которая является основой для деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере борьбы с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукции.

При этом правовую основу указанной Концепции наряду с Конституцией Российской Федерации составляют федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, в частности, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Учитывая вышеизложенное, считаем, что Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.   

Пояснительная записка (в новой редакции)

Пояснительная записка

к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории

Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции,

электронных систем доставки никотина и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Республики Хакасия

в связи с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»

 

В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» (далее – Закон № 11-ЗРХ).  

В протесте прокурора Республики Хакасия указано, что Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает запрет оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, тем самым осуществляет регулирование правовых основ единого рынка.

Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ принят в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также предупреждения причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что охрана здоровья может осуществляться и посредством мер правового характера, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Право граждан на охрану здоровья граждан и медицинскую помощь закреплено статьей 41 Конституции Российской Федерации. 

Также согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий оборот никотинсодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, а также ограждающий несовершеннолетних от использования такой продукции и устройств. При этом Министерством промышленности и торговли России разработан проект федерального закона «О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака», который будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

До принятия такого федерального закона Республика Хакасия вправе регулировать указанные правоотношения, следовательно, Закон № 11-ЗРХ принят Верховным Советом Республики Хакасия в пределах своих полномочий, что подтверждается законодательной практикой субъектов Российской Федерации.

Законы, регулирующие аналогичные правоотношения, приняты в Московской, Ленинградской, Архангельской, Владимирской, Калужской, Кировской, Магаданской, Ростовской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Пензенской, Тюменской областях, Приморском, Ставропольском краях, в республиках Бурятия, Ингушетия, Чувашия.

Кроме того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия отмечался рост популярности так называемых «инновационных никотинсодержащих продуктов», которые являются альтернативой курению табака и по своей сути являются суррогатным продуктом, реализуемым как аналог снюса, оборот которого на территории Российской Федерации запрещен Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан.

Также в целях прекращения возможной реализации на территории Республики Хакасия опасной для здоровья граждан некурительной никотиносодержащей продукции Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия было рекомендовано принять все необходимые меры по прекращению  реализации указанной продукции, поскольку бестабачные никотиновые смеси (сосательные, жевательные) не определены в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Указанные смеси употребляются человеком через ротовую полость как пищевой продукт, в их состав входят пищевые добавки, в связи с чем правомерно отнесение данных продуктов к объектам технического регулирования, подпадающим под действие технических регламентов ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Между тем согласно ТР ТС 021/2011 к пищевым продуктам относится такая продукция как жевательная резинка, которая по способу использования схожа с бестабачными никотиновыми смесями и не предназначена для употребления человеком в пищу.  

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 года № 2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, которая является основой для деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере борьбы с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукции.

При этом правовую основу указанной Концепции наряду с Конституцией Российской Федерации составляют федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, в частности, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Учитывая вышеизложенное, считаем, что Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.   

Протест прокурора РХ

Прокуратура

Российской Федерации

 

ПРОКУРАТУРА

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

31.03.2020 № 22-17-2020

Председателю

Верховного Совета

Республики Хакасия

Штыгашеву В.Н.

 

 

ПРОТЕСТ

на Закон Республики Хакасия от 06.03.2020 № 11-ЗРХ

«О запрете оборота на территории Республики Хакасия

бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных

систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Республики Хакасия в связи

с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»

 

26 февраля 2020 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 06.03.2020 № 11-ЗРХ (далее - Закон № 11-ЗРХ).

Текст нормативного правового акта опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.03.2020.

По результатам проверки установлено, что Закон № 11-ЗРХ противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Закон № 11-ЗРХ, исходя из его статьи 1, принят в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливает на территории Республики Хакасия запрет оборота бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.

На основании статьи 2 Закона № 11-ЗРХ бестабачная никотинсодержащая продукция - продукция, содержащая никотин или соли никотина, предназначенная для потребления никотина способами, отличными от курения табака (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации); электронные системы доставки никотина - электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем; жидкость для электронных систем доставки никотина - любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

В соответствии со статьей 3 Закона № 11-ЗРХ до принятия соответствующего федерального закона на территории Республики Хакасия запрещается оборот (изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, реализация, приобретение, потребление) бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.

Таким образом, Законом № 11-ЗРХ установлен полный запрет оборота на территории республики отдельных видов продукции, тем самым осуществлено регулирование правовых основ единого рынка.

Бестабачная никотинсодержащая продукция по идентификационным признакам, способу применения относится к пищевой продукции, подпадающей под действие технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (в ред. от 10.06.2014), и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (в ред. от 14.09.2018).

В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 181, статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации электронные системы доставки никотина, жидкость для электронных систем доставки никотина являются подакцизными товарами, подлежащими налогообложению. Следовательно, регулирование оборота указанных товаров пополняет бюджет Российской Федерации на законных основаниях (в отличие, к примеру, от незаконного оборота наркотических средств и иных видов криминальной деятельности).

Согласно пунктам «в», «ж», «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; федеральные налоги и сборы.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

При этом в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации).

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации).

В развитие приведенных положений Конституции Российской Федерации пунктами 1, 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018) (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ), статьей 15 которого установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Так, согласно подпунктам «а», «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие иных нормативных правовых актов, предусматривающих установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации; введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской федерации.

Наряду с приведенными нормами частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 01.03.2020) установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 27.12.2019) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона).

Тем самым на федеральном уровне уже установлены ограничения к обороту пищевых продуктов, материалов и изделий.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного суда Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается (статья 34 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, данное право не является абсолютным; реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно, вводиться федеральным законом и только в целях закрепленных ею ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц (постановление от 12.11.2003 № 17-П, определения от 18.03.2004 № 150-О, от 23.06.2016 № 1351-О).

Из системного толкования приведенных правовых положений следует, что Закон № 11-ЗРХ принят с превышением установленных для субъекта Российской Федерации полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

ПРЕДЛАГАЮ:

 

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 06.03.2020 № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.

 

 

 

 

Прокурор республики                                                                               А.Ф. Кондратьев

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 08.04.2020 № 111-п

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия

«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия

от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории

Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции,

электронных систем доставки никотина и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Республики Хакасия

в связи с установлением административной ответственности

за нарушение данного запрета»
 

Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета»,

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 06 марта 2020 года № 11-ЗРХ «О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

08 апреля 2020 года

 

№ 111-п