Skip to main content
17 февраля 2021 года

Президиум Верховного Совета поддержал проект федерального закона об оптимизации процедуры госзакупок

 

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия

Руководители комитетов и комиссий республиканского парламента поддержали законодательную инициативу Правительства РФ, которое внесло в Госдуму законопроект, направленный на оптимизацию закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

«Изменения правового регулирования правоотношений в сфере закупок затрагивают 5 федеральных законов и более 40 подзаконных нормативных правовых актов. Законопроект предусматривает комплексное совершенствование положений законодательства РФ, регулирующих вопросы организации контрактной системы и направлен на оптимизацию механизма определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, - отметил председатель комитета по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту Василий Шулбаев. - Также устраняются внутренние противоречия в федеральном законе о контрактной системе, обеспечена возможность автоматизации проведения закупок, повышен уровень правового регулирования отдельных вопросов, а именно с уровня подзаконных актов до уровня федерального закона о контрактной системе».

Для конкурентных закупок требования к извещению будут одинаковыми, добавил руководитель профильного комитета. При этом для открытых электронных способов закупок документация будет не нужна. Электронный запрос котировок можно будет проводить при осуществлении закупки, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика.

Проектом федерального закона предлагается существенно сократить количество способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех, оставив конкурс, аукцион, запрос котировок. Такое нововведение значительно упростит работу поставщиков.

Изменения касаются и ускорения процедуры проведения торгов. При проведении электронного аукциона сокращается более чем в два раза период приема ценовых предложений (до 4 минут). Устанавливается предельный максимальный период торгов в случае, если подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до половины процента начальной (максимальной) цены контракта – не более 3 часов с момента поступления указанного ценового предложения. Появилась также возможность ускоренного рассмотрения заявки - четыре дня на подачу, два дня на рассмотрение и по одному дню на подписание каждой из сторон.

Также сокращается срок информационного взаимодействия между банками и операторами электронных площадок до одного часа, что позволит начать торги при проведении электронного аукциона во всех случаях через два часа вместо четырех часов в настоящее время при осуществлении отдельных закупок в сфере строительства. Это позволит снизить возможность раскрытия операторами электронных площадок информации об участниках электронного аукциона до момента его начала, влекущих возникновение сговоров на торгах.

Изменения коснутся носящих избыточный характер и частично дублируюших процедуру проведения открытого конкурса двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и запросов предложений, которые предлагается исключить из  федерального законодательства о закупках.

 

Документ предполагает также возможность обсуждения объекта закупки, его описания с потенциальными участниками на этапе планирования закупки и до ее размещения в единой информационной системе с целью учета замечаний сторон.

Добиться прозрачности закупки поможет введение электронного документооборота на всем протяжении закупки, унификация сроков осуществления процедур при проведении различных способов определения поставщиков.

Одним из новшеств станет также усиление требований к квалификации подрядчиков. Для отбора надежных подрядчиков к закупкам на сумму более 20 миллионов рублей будут допускаться участники с успешным опытом исполнения государственных контрактов. Это исключит участие недобросовестных участников и фирм-однодневок.

Среди положительных моментов можно также отметить возможность проведения совместных конкурсов и аукционов одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе из разных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Также законопроектом совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право оспаривать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Итогом обсуждения стала единогласная поддержка инициативы Правительства России по повышению эффективности закупочных процедур.

«Необходимо поддержать. Это крайне необходимо, - подчеркнул Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев. - Главное — то, что Правительство РФ упрощает закон. Конкурсы проводятся месяцами, потом признаются несостоявшимися. В результате остаются неосвоенными финансовые средства. Они не пошли в оборот и не дошли до потребителя. Поэтому Правительство и предлагает совершенствовать эту сферу товаров и услуг. И здесь возможности открываются для муниципальных организаций, у которых суммы контрактов сравнительно небольшие».