История Верховного Совета Республики Хакасия

15 августа 1990 года Совет народных депутатов Хакасской автономной области обратился в Верховный Совет РСФСР с заявлением о преобразовании Хакасии в рамках существующих границ в Хакасскую АССР, в интересах ее дальнейшего политического, социально-экономического и национально-культурного развития. 3 июля 1991 года Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации.

В декабре 1991 года – январе 1992 года были проведены первые выборы в Верховный Совет Хакасии. После завершения выборов были образованы органы Верховного Совета; избраны Председатель Верховного Совета, его заместители, образованы комитеты и комиссии Верховного Совета.

Образовано первое Правительство – Совет Министров Республики Хакасия. Высшим должностным лицом Республики Хакасия являлся Председатель Верховного Совета. Совет Министров или Правительство Республики Хакасия было подотчетным органом Верховному Совету, который избрал Председателя Совета Министров, его заместителей, назначил министров.

29 января 1992 года Верховный Совет республики постановил именовать ее Республикой Хакасией в составе Российской Федерации. В марте 1992 года на сессии Верховного Совета Республики Хакасия была принята Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия в составе Российской Федерации. Эта Декларация носила характер временной Конституции Республики Хакасия.

Республика стала полноправным субъектом Российской Федерации, подписав Федеративный договор. В соответствии с Конституцией РФ республика стала обладать всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных высшим органам Российской Федерации.25 мая 1995 года депутатами первого созыва Верховного Совета РХ на XVII сессии принята первая в истории Хакасии Конституция, ее основной закон, который закрепил своеобразный договор общественного согласия в республике.

Отличительной особенностью того периода было то, что Верховный Совет Республики Хакасия являлся высшим постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Республики Хакасия.
Первые три созыва депутаты Верховного Совета Республики Хакасия (1992–1997; 1997-2001; 2001-2005 гг.,) избирались по одномандатным округам. Выборы депутатов следующих созывов (2005-2009 гг., 2009-2013 гг.) проводились по смешанной (мажоритарной) системе – 37 депутатов по одномандатным округам, 38 депутатов по спискам политических партий. После изменений, внесённых в федеральное законодательство, в соответствии с которыми число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, число депутатских мест в парламентском корпусе сократилось с 75 до 50. И уже новый, шестой, созыв Верховного Совета был сформирован в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства.
В 2013 году, после избрания депутатов Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва, в Верховном Совете Республики Хакасия были образованы фракции политических партий: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «ЛДПР», «КПРФ» и «Коммунисты России».
В 2017 году Верховный Совет Республики Хакасия отметил свое 25-летие. За это время было принято около 2000 законов Республики Хакасия, в том числе сегодня из них действует около тысячи.

9 сентября 2018 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия 7 созыва. По результатам единого дня голосования избраны депутаты Верховного Совета Республики Хакасия в количестве 50 человек, из числа которых образованы фракции политических партий : «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «ЛДПР», «КПРФ» и «Коммунисты России», «Справедливая Россия», «Патриоты России» , «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» . Первая сессия депутатов Верховного Совета Республики Хакасия 7 созыва состоялась 19 сентября 2018 года .

Верховный Совет РХ выражает представительство населения – избирателей при непосредственном принятии законов Республики Хакасия.

Отвечая на вызовы жизни, решая острые проблемы, Верховный Совет Республики Хакасия в своей работе всегда опирался на мнение жителей республики, определив главный приоритет своей деятельности – защиту законных интересов и прав граждан..

Первый созыв
Январь 1992 – Январь 1997 гг. 5 лет

  • Принятие Декларации Республики Хакасия в составе Российской Федерации «Об основных правах и обязанностях Республики Хакасия в составе Российской Федерации»– март 1992 г..
  • Формирование законодательной базы Республики Хакасия».
  • Принятие законов о Верховном Совете, о Правительстве Республики Хакасия, о местном самоуправлении, о языках народов Республики Хакасия, о территориальном устройстве, а также более 40 законов о налоговом и бюджетном, земельном, имущественном законодательстве, о государственной символике.

В первый созыв Верховного Совета было принято 70 законов. В мае 1995 года была принята первая в истории современной Хакасии Конституция – её Основной Закон, который стал своеобразным договором общественного согласия в республике.

Впервые за многие столетия хакасский язык наряду с русским был признан в качестве государственного.


Второй созыв
Январь 1997 – Январь 2001 гг. 4 года

  • Приведение регионального законодательства в соответствии с требованиями федерального законодательства.
  • Развитие законодательства в сфере административных, судебных правоотношений, природоохранных, водных отношений, дорожного, жилищного строительства и в области социальных отношений: детства, материнства, инвалидов.

Третий созыв
Январь 2001 – Январь 2005 гг. 4 года

  • Приведение Конституции Республики Хакасия в соответствии с требованиями федерального законодательства.
  • Принятие 25 законов о местном самоуправлении в Республике Хакасия.
  • Изменения в бюджетном, налоговом и природоохранном законодательстве.
  • Принятие законов о мировой юстиции.

Четвёртый созыв
Январь 2005 – Февраль 2009 гг. 4 года

  • Совершенствование законов в области местного самоуправления, налоговых, бюджетных отношений.
  • Принятие «антикризисных мер».
  • Реализация 32 законов по программам развития.
  • Отказ от прямых выборов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия.

Пятый созыв
Март 2009 – Март 2013 гг. 4 года

  • Принятие и совершенствование антикризисного законодательства.
  • Принятие новых законов: «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия», «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Республике Хакасия».

Шестой созыв
Сентябрь 2013 – Сентябрь 2018 гг. 5 лет

  • Принятие законов о Государственного гимне Республики Хакасия и установлении Дня хакасского языка
  • Законодательное регулирование вопросов государственного строительства, экономики и финансов, социальной политики, культуры, образования и науки.
  • Законодательное обеспечение реализации посланий Президента Российской Федерации (приняты законы, в том числе «О мерах социальной поддержки граждан, достигших возраста 70 и 80 лет, в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», «О патриотическом воспитании в Республике Хакасия») -совершенствование законодательства о противодействии коррупции.
  • Развитие межпарламентского сотрудничества с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем заключения соглашений с Калининградской областной Думой, Законодательным Собранием города Севастополя, Государственным Советом Республики Крым – Парламентом Республики Крым, Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея, Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.


Седьмой созыв 
Сентябрь 2018 – Сентябрь 2023 гг. 5 лет

  • Внесение изменений в Конституцию Республики Хакасия в связи с поправками в Конституцию Российской Федерации, принятыми в 2020 году по инициативе Президента России, и принятием Федерального  закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Утвержденные указанными законами нормы нашли отражение в законах о Верховном Совете, о статусе депутата Верховного Совета, о Правительстве Республики Хакасия и почти в тридцати других базовых законах.
  • По итогам выборов 2018 года стало рекордное для Хакасии представительство политических сил – семи партий. В условиях сложившейся многопартийности в Верховном Совете была реализована практика межпартийного взаимодействия в формате Совета руководителей фракций.      
  • Законодательное обеспечение материальной поддержки медицинских работников и бизнеса в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. 
    С целью оказания мер социальной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей Верховным Советом в 2022 году было оперативно принято семь законов.
  • Совершенствование законодательства, касающегося реализации мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, многодетных семей, детей-сирот, участников боевых действий, других категорий жителей республики, нуждающихся в особом внимании со стороны государства.
  • Развитие межпарламентского сотрудничества с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем заключения соглашений с Законодательным Собранием Красноярского края, Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва,  Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Народным Собранием Республики Дагестан, Сахалинской областной Думой и Московской городской Думой.