Абаканский рудник обязательно будет жить!
Абаканский рудник. Для меня это не просто руда и шахты. Прежде всего это люди, с которыми судьба свела вместе работать. Они показали мне, тогда ещё юнцу, как нужно относиться к делу, как преданно любить свою профессию, ценить всегда выше общественное, нежели своё.
Мне ведь было всего 23 года, когда дороги привели на Абаканский рудник. Это было в 1962 году. До сих пор помню своего бригадира — Тимофея Демьяновича Захаренко. У него было всего семь классов образования, но каким же мудрым он мне казался. Его уважали, и он был для нас беспрекословным авторитетом. И он помог мне прижиться на шахте, полюбить это дело.
Именно тогда начинались разработка и добыча руды шахтным методом. А до этого лет десять добывали открытым способом в карьере. Это был непростой период. Но настолько интересный, что остался в моей памяти на всю жизнь. Мы работали так, чтобы каждый день приносил маленькие победы. И из этих побед складывалась история рудника, история города Абазы.
Я и сейчас с закрытыми глазами могу пройти по руднику. Вот что значит для меня это предприятие — оно родное. Я старался, как мог, впитывал в себя всё, что давали старшие товарищи. А потом уже и сам начал помогать вновь пришедшим. Меня даже избрали секретарём партийной организации шахты. Но после окончания юридического факультета Томского государственного университета я с рудника ушёл. Меня долго не хотели отпускать, уговаривали остаться. По правде говоря, я и сам уже прикипел к этому месту, не хотелось покидать и ставших для меня близкими и родными людей. Но всё-таки для себя решил, что нужно развиваться в той профессии, что в вузе получил.
А рудник я не забыл. Я всегда — на каком бы посту мне ни приходилось служить родной стране — помнил о нём, всегда интересовался им и радовался, как и в молодости, очередным трудовым победам и достижениям.
И всё было хорошо. Пока не случилась грабительская чубайсовская приватизация. Она проводилась по указке и под контролем американских советников, и государственная собственность была растаскана на частные куски. Такой быстрой приватизации не было ни в одной стране. И не все собственники ставили во главу угла интересы государства и интересы людей. К сожалению, бывший собственник Абаканского рудника поступил не по-государственному — снял все «сливки» и в трудное для страны время собирался бросить предприятие, рабочих и жителей Абазы на произвол судьбы. А всю социальную и материальную ответственность возложил на власти Хакасии и Абазы.
Республиканское правительство и Верховный Совет не ожидали такого шага от собственника, который ещё вчера заявлял, что он наш партнёр. В 2013 году, когда это случилось, нам срочно пришлось брать ответственность на себя и, по сути, спасать предприятие. Была создана «Руда Хакасии», у рудника появился новый собственник. Тогда казалось, что предприятие спасти удалось. Но низкие цены — ниже рентабельности — на руду требовали дополнительных вложений. А их не было, новых инвесторов также не нашлось.
Верховный Совет Хакасии внимательно отслеживал ситуацию на руднике. Там постоянно бывали наши депутаты, изучали и анализировали сложившуюся ситуацию, искали пути решения. В марте этого года, к примеру, на сессии республиканского парламента правительство отчиталось, что было сделано для стабилизации социально-экономической ситуации в Абазе и Вершине Тёи в связи с кризисом на горнорудных предприятиях. Доклад, надо отметить, был не радостным. Речь шла даже не о стабилизации, а о сохранении Абаканского рудника.
Правительство Хакасии по поручению Виктора Зимина всё это время искало пути решения, как сохранить Абаканский рудник и город Абазу. Это была очень сложная работа и во многом очень рискованная. Каждый ушедший день не отодвигал решение проблемы, а усугублял ситуацию. Этим воспользовались определённые силы и начали распускать слухи о закрытии рудника и затоплении шахты. Как водится, слухи распространились быстро и вызвали паническую реакцию в городе. И это в то время, когда ведутся переговоры с потенциальным инвестором из Китая, который может спасти рудник, стабилизировать ситуацию, дать возможность развиваться предприятию! Накануне выборов распространители этих слухов готовы на всё: им не важна судьба рудника, для них предвыборный пиар — превыше всего. Не верьте им!
Правительство Хакасии и Верховный Совет сделают всё возможное, чтобы слухи остались лишь слухами, а Абаканский рудник продолжал функционировать и город жил. Самое главное — есть понимание, что делать и как. Предложение главы Хакасии о том, чтобы директором «Руды Хакасии» стал опытный производственник Александр Жуков, — только начало. Предстоит ещё много работы. Но она уже ведётся. И это приводит меня к выводу, что у Абаканского рудника есть перспективы развития. И будущее тоже есть. Не зря же уральские рабочие, которые начинали это месторождение разрабатывать аж в 1856 году, прозвали его «Абаканская благодать».
Владимир ШТЫГАШЕВ, Председатель Верховного Совета Республики Хакасия
Газета "Хакасия" №№ 163-164 от 31.08.2016
31 августа 2016 года