Новый закон: что ждет дачников? Интервью первого заместителя Председателя ВС РХ Юрия Шпигальских
В январе 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» Нововведения должны навести порядок в дачном вопросе. В частности, определить статус построек на участках. О том, можно ли теперь жить на свей земле круглый год, а также о перспективах дачных обществ республики — интервью первого заместителя Председателя Верховного Совета Хакасии Юрия ШПИГАЛЬСКИХ для еженедельной городской газеты "Абакан".
– Изменения часто пугают людей, особенно если речь идет о федеральном законодательстве. К чему следовало подготовиться членам дачных обществ?
– Начну с того, что кардинальных перемен не случилось. Один из принципиальных моментов нового закона — исчезновение самого понятия «дачи». Теперь речь официально может идти лишь о садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) или огородническом некоммерческом товариществе (ОНТ). Принципиальное различие между ними одно: только в садоводческом товариществе можно возводить жилые постройки. Именно поэтому в Хакасии у нас действует как раз такая форма организации. Мы привыкли к тому, что на участке должна быть хоть какая-то постройка и люди хотят сохранить за собой это право. Документы в большинстве СНТ были приведены в порядок задолго до вступления закона в силу. Этому способствовала и наша система грантовой поддержки. Напомню, что именно наличие устава и прочих документов было обязательным условием для претендентов на финансовую поддержку.
Еще одно нововведение: закон разрешает прописку на территории СНТ. Конечно, не всем и не везде, а лишь при соблюдении ряда условий. В частности, дом должен иметь официальный статус капитальной постройки. Но это — важный момент, поскольку немало людей уже живет дачах, несмотря на их пока неопределенный статус. Примеры нам хорошо известны: это массивы «Орбита», «Ивушка», «Изумруд» и другие.
– В декабре прошлого года был поднят вопрос о реализации программы «Дачи Хакасии». Какова судьба этого проекта в настоящий момент?
– Почти все средства, запланированные в 2018 году, распределены между участниками конкурса. Осталось около миллиона рублей — эти деньги будут перечислены в текущем году. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что это — вложение в целом в сферу сельского хозяйства. Средства выделены республиканским ученым для разработки уникальных рекомендаций для наших дачников. Известно, что основная масса всей специализированной литературы содержит лишь общие сведения — например, касающиеся выращивания овощей и фруктов в Сибири. Между тем, условия для культивирования в районе Абакана и, к примеру, Абазы различаются кардинально. Разная почва, разные суточные перепады температур и прочее приводит к тому, что рекомендации, подходящие для одних дачников, неприемлемы для других. Наши ученые разработали руководства для каждого общества. И получить эту информацию может каждый желающий.
– Главный вопрос, который беспокоит тысячи дачников Абакана — будут ли все же выделены хоть какие-то средства в 2019 году?
– В настоящее время перспективы поддержки дачных обществ обсуждаются с правительством Хакасии. Есть договоренность с Главой республики о внесении соответствующих изменений в бюджет. Но — при условии, что регион получит дополнительные доходы. Сумма, которую предполагается выделить в качестве грантовой поддержки, будет определена в зависимости от того, какой объем средств поступит в региональную казну. Пока речь идет как минимум о 10–15 миллионах рублей. Но, повторюсь, все зависит от текущей финансово-экономической ситуации в регионе.
– Пока бюджет Хакасии выглядит не просто скромным. По сравнению с 2018 годом снижены расходы по нескольким важным направлениям. Можно ли рассчитывать на то, что найдутся средства на гранты для дачников, если денег не хватает?
– Для начала напомню, что предполагаемое финансирование проекта «Дачи Хакасии» – 10–15 миллионов рублей. Это — капля в море. И даже если вспомнить средства, которые предусмотрены в бюджете на поддержку сельского хозяйства республики, мы получим меньше 1%. Значит, что такую сумму найти реально. Другое дело — откуда возьмутся деньги? Этот вопрос — тема для отдельной беседы, поэтому опишу ситуацию вкратце. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что республика далеко не полностью использовала свой потенциал в плане привлечения доходов в бюджет. В первую очередь, речь идет о крупном бизнесе, действующем на территории региона. Его представители всем хорошо известны: это угледобывающая отрасль, металлургия, энергетика. Конечно, никто не говорит о том, чтобы обложить всех непомерными налогами. Важно наладить сотрудничество региона и бизнеса таким образом, чтобы в республике было выгодно работать, но при этом распределение налоговых отчислений было в пользу Хакасии. Задача — не на один день, но ее необходимо решать.
– Вернемся к «Дачам Хакасии». Наша республика в свое время стала первопроходцем в плане поддержки садоводов. Как изменилась ситуация за прошедшие годы — может быть, теперь нам стоит поучиться у соседей?
– Республика, действительно, стала первым регионом, где не просто декларировали необходимость поддержки дачников, а выделили на эти цели средства. И это повысило наш статус в стране. Простой пример: в Союзе садоводов России хорошо знают Хакасию именно как регион, где создаются особые условия для дачников. И за последние годы примерно в десяти субъектах стали выделяться средства. При этом именно грантовая поддержка признается лучшей. Простой пример: существующая сейчас в Красноярском крае система поддержки садоводческих товариществ, по сути, скопирована с нашей. Конечно, средств там выделяется куда больше…
– В таком случае возникает вопрос: какую сумму необходимо ежегодно выделять в помощь садоводам Хакасии?
– На порядок больше, чем республика могла себе позволить все предыдущие годы. Судите сами: только под Абаканом насчитывается около 30 тысяч дачных участков — еще один город! А сколько дорог там заасфальтировано? Или хотя бы имеет гравийную подсыпку? Водоснабжение — тоже больной вопрос. Выделением грантов нам удалось притушить эту проблему на Подсинем и в других дачных массивах. Ведь там как было установлено 30–40 лет назад насосное оборудование, так и пользовались им. И во время пиковых нагрузок оно все чаще выходило из строя. Проблемы случаются и сейчас, потому что не все удалось заменить. Но, по крайней мере, тотальной засухи на участках не случается. Однако очевидно, что финансирование необходимо продолжать.
Идем далее: пожарная безопасность. Ситуация в дачных обществах — очень напряженная. Во время пожаров 2015 года выгорело немало участков именно потому, что не было возможности остановить огонь местными силами. Добавим к этому фактор узких дорог, деревянные постройки, сухую траву… Очевидно, что требуется серьезная модернизация. Понятно, что улицы не перестроить, но и без этого хватает забот. Далеко не везде есть пожарные пруды, по крайней мере, в том количестве, которое требуется по существующим нормативам. О собственных пожарных помпах и прочем в дачных обществах я и не говорю — пока это оборудование имеется лишь в единичных случаях.
А ведь еще есть вопрос электроснабжения: линии электропередач во многих случаях требуется не восстанавливать, а строить заново. Затраты при этом очень велики, средств самих садоводов на электрификацию не хватит.
Можно продолжать, но, думаю, понятно: мы не можем бросить наших дачников на полдороги. Тем более что экономический эффект от вложений очень высок. Все мы прекрасно помним, с чего начинались в нашей стране дачные общества: это была часть государственной продовольственной программы. И сегодня для тех людей, чей достаток невелик, именно собственные садовые участки — серьезное подспорье. Шесть-девять соток порой достаточно для того, чтобы обеспечить картофелем и другими овощами целую семью на год! И это — не говоря о том, что дачники обеспечивают других горожан свежими фруктами и ягодами, продавая излишки на рынках.
Андрей КЕДРИН
23 января 2019 года