Новости и события

Комитет по конституционному законодательству предложил отклонить протест прокурора Хакасии на закон о контрольной деятельности Верховного Совета

На заседании Президиума депутаты рассмотрели протест и приняли решение включить вопрос о протесте прокурора на мартовскую сессию.

 Предварительно протест изучили члены комитета по конституционному законодательству и предложили отклонить протест, так как не согласились с позицией надзорного ведомства о противоречии Закона Республики Хакасия от  16.11.2020 № 68-ЗРХ «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» федеральному законодательству.

 Противоречие, по мнению надзорников, заключается в том, что Верховный Совет ежегодно заслушивает отчет министра внутренних дел по РХ о деятельности полиции МВД по РХ, что фактически устанавливает, что ежегодный отчет министра внутренних дел по Республике Хакасия является формой контрольной деятельности Верховного Совета, в то время как федеральным законодательством органам государственной власти российских субъектов контрольные полномочия в отношении органов полиции не предоставлены.

Вместе с тем, члены комитета считают, что контрольная деятельность Верховного Совета является контролем за соблюдением и исполнением республиканских законов, а не контролем за деятельностью каких-либо органов.

Кроме того, сам отчет министра внутренних дел по РХ является уникальным источником информации, необходимой парламенту для контроля за соблюдением и исполнением республиканских законов, оценки практики их применения и эффективности реализации. Он позволяет получить актуальную информацию о практике правоприменения таких республиканских законов как законы РХ: «Об административных правонарушениях», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия», «О противодействии коррупции в Республике Хакасия», «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Хакасия». 

«Благодаря отчету мы регулируем целый пласт наших республиканских законов, поскольку фактический материал, который предоставляет руководитель ведомства, позволяет в том числе координировать работу всех систем профилактики», - отметила заместитель Председателя Верховного Совета – председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина. 

При этом обязанность министра внутренних дел по Хакасии отчитываться перед Верховным Советом не установлена республиканским законом о контрольной деятельности Верховного Совета, лишь ведется констатация, что Верховный Совет заслушивает соответствующий отчет.

Обязанность же министра внутренних дел по Республике Хакасия отчитываться перед Верховным Советом Республики Хакасия установлена федеральным законодательством.

Так, федеральным законом «О полиции» полиция регулярно информирует государственные, муниципальные органы и граждан о своей деятельности в том числе путем отчетов должностных лиц (не реже 1 раза в год) перед законодательными органами госвласти субъектов Российской Федерации, представитель­ными органами муниципальных образований и перед гражданами. 

В соответствии с инструкцией по проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России министры внутренних дел по республикам отчитываются перед региональными парламентами 1 раз в год - в первом квартале года, следующего за отчетным.

«Мы просим дать информацию и принимаем постановление с рекомендациями — то, что связано с безопасностью населения, уличной преступностью, беспорядками. Мы по сути дела переписали федеральный закон и инструкцию. Многие российские субъекты также отчеты рассматривают как формы парламентского контроля», - согласился с позицией комитета Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.

 

 

 

17 марта 2021 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия