Новости и события

Осуществление контрольных функций и законотворческая деятельность стали предметом обсуждения членов комитета по конституционному законодательству

Изменения в республиканские законы в связи с реализацией положений федерального законодательства о цифровой валюте, отчет Уполномоченного по правам человека в Хакасии, план контрольной деятельности Верховного Совета на 2021 год, протест прокурора РХ на закон о контрольной деятельности Верховного Совета, а также другие вопросы, планируемые к обсуждению на 26-й сессии, были рассмотрены на заседании комитета Верховного Совета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку.

Так, члены комитета рассмотрели список представителей общественности - кандидатов в члены квалификационной коллегии судей Хакасии. Это первый опыт для  большинства членов профильного комитета. Предыдущий состав формировался четыре года назад, в шестом созыве республиканского парламента. Конкурс был объявлен в связи с истечением срока полномочия квалификационной коллегии судей Республики Хакасия нынешнего состава в феврале 2021 года. До 25 февраля текущего года профильный комитет вел сбор предложений по кандидатам. На вакантные места претендуют 7 человек: Дмитрий Качанов, Светлана Лубенникова, Валентина Наумкина, Денис Пермяков, Галина Струкова, Юрий  Ултургашев, Олег Шайдулин. Общим решением члены комитета рекомендовали все представленные кандидатуры к рассмотрению на очередной сессии республиканского парламента. Предварительно руководители парламентских комитетов и комиссий рассмотрели проект постановления о назначении кандидатур на заседании Президиума Верховного Совета.

«В соответствии с федеральной нормой назначается 21 представитель в квалификационную коллегию судей. Верховный Совет назначает семь представителей общественности. Через неквалифицированное большинство Верховный Совет доносит до коллегии свою позицию и позицию общественности по тем или иным вопросам. Напомню, эта норма была введена в 2004 году в связи с исключением из полномочий региональных парламентов права на назначение федеральных судей», - подчеркнула заместитель Председателя Верховного Совета – председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина. 

Следующим вопросом депутаты заслушали краткий доклад Уполномоченного по правам человека в Хакасии Андрея Шулбаева. Так, в 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 463 письменных и устных обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Это на 44,6% меньше, чем в 2019 году. Сокращение почти на половину числа жалоб связано прежде всего с введением ограничительных мер в связи с борьбой с коронавирусом на территории Хакасии. Как и прежде, наибольшее количество вопросов у населения вызвали проблемы в сфере здравоохранения, ЖКХ, соцзащиты, в системе исполнения наказания  и работе правоохранительных органов. 

Члены комитета рекомендовали Уполномоченному в своем докладе на сессии отразить результаты работы Аппарата Уполномоченного по направлениям, которые были рекомендованы депутатским корпусом в прошлом году и провести анализ о причинах неисполнения поручений.  Также они высказали пожелание остановиться на трех темах, волнующих граждан, - медицина, экология и обеспечение жильем нуждающихся граждан. 

«Будьте в своих действиях понастойчивей, проявляйте инициативу. Вы наделены весомыми полномочиями, которыми вы должны руководствоваться для защиты интересов граждан, - обратилась с пожеланием к Уполномоченному заместитель Председателя Верховного Совета – председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина.  - Членам комитета предлагаю доработать рекомендации за те оставшееся время до сессии. Они лягут в основу основных направлений деятельности Уполномоченного на очередной отчетный период». 

Также депутаты одобрили  рассмотрение на сессии протеста прокурора РХ на закон о контрольной деятельности Верховного Совета. Предварительно члены профильного комитета предложили отклонить протест надзорников, так как не согласились с позицией надзорного ведомства о противоречии Закона Республики Хакасия от  16.11.2020 № 68-ЗРХ «О контрольной деятельности Верховного Совета Республики Хакасия» федеральному законодательству. Противоречие заключается в том, что Верховный Совет ежегодно заслушивает отчет министра внутренних дел по РХ о деятельности полиции МВД по РХ, что, по мнению надзорников,  фактически устанавливает, что ежегодный отчет министра внутренних дел по Республике Хакасия является формой контрольной деятельности Верховного Совета, в то время как федеральным законодательством органам государственной власти российских субъектов контрольные полномочия в отношении органов полиции не предоставлены.

 Вместе с тем, члены комитета считают, что контрольная деятельность Верховного Совета является контролем за соблюдением и исполнением республиканских законов, а не контролем за деятельностью каких-либо органов. При этом обязанность министра внутренних дел по Хакасии отчитываться перед Верховным Советом не установлена республиканским законом о контрольной деятельности Верховного Совета. Лишь констатируется факт, что Верховный Совет заслушивает соответствующий отчет. Обязанность же министра внутренних дел по Республике Хакасия отчитываться перед Верховным Советом Республики Хакасия установлена федеральным законом «О полиции», согласно которому полиция регулярно информирует государственные, муниципальные органы и граждан о своей деятельности в том числе путем отчетов должностных лиц (не реже 1 раза в год) перед законодательными органами госвласти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. 

Также депутаты сочли необходимым рассмотреть на сессии план контрольной деятельности Верховного Совета на 2021 год. Такой график контрольных мероприятий будет утвержден впервые. Он составлен членами комитета после принятия парламентом в 2020 году закона о контрольной деятельности Верховного Совета. В него вошли пять разделов. В один из них включен отчет Главы Хакасии о деятельности республиканского правительства за 2020 год, доклады Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей в Хакасии за отчетный период. Второй раздел предполагает заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Хакасия. Третий раздел посвящен  «правительственному часу» с разбивкой по месяцам и актуальным темам. Четвертый тоже касается тематики «правительственных часов», но заслушивание информации республиканского правительства о решении тех или иных вопросов перенесено на заседания профильных комитетов с тем, чтобы «разгрузить» повестку пленарных заседаний. В пятый раздел включены публичные слушания по исполнению республиканского бюджета за 2020 год и по проекту республиканского закона о республиканском бюджете на 2022 год.
Положительно решен вопрос рекомендовать к принятию на сессии постановления о мониторинге правоприменения законов РХ и постановлений Верховного Совета. В постановлении будет представлен анализ 10 законов и 1 постановления, принятых республиканским парламентом, а также выявленные недочеты, которые легли в основу плана законопроектной работы на 2021 год.
Тщательному изучению подверглись республиканские нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы социальной политики, такие как гарантии трудовой занятости инвалидов, охрана окружающего воздуха, капитальный ремонт и личное подсобное хозяйство.

Комплексный анализ коснулся и законодательства об административных комиссиях, научной деятельности, налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения, порядка осуществления муниципального земельного контроля, отдельных вопросов проведения публичных мероприятий. 

В числе положительных решений комитета — рекомендовать к принятию поправки к Положению о Молодежном парламенте при Верховном Совете. Поправки направлены на повышение возрастного ценза для представительства в Молодежном парламенте до 35 лет в связи с принятием на федеральном уровне закона о молодежной политике в 2020 году.

Кроме того, предложенные изменения будут способствовать повышению контроля за деятельностью Молодежного парламента. Контроль будет осуществляться политическими партиями через представленные в Верховном Совете фракции, которые делегировали этих членов Молодежного парламента. В случае двукратного отсутствия на заседании Молодежного парламента по неуважительной причине фракции могут вносить предложения по отзыву своих молодых коллег.

 «Если мы видим нежелание работать, неэффективность работы молодых парламентариев, то фракции могут воспользоваться правом по досрочному отзыву своих представителей в Молодежном парламенте», - отметила Светлана Викторовна.

Президиум Верховного Совета предлагается наделить правом роспуска Молодежного парламента, если младопарламентарии проводили заседание менее двух раз в год в правомочном составе. 

К решению рекомендовать к рассмотрению на очередной сессии пришли члены комитета и в отношении законопроекта о мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия», который рекомендовали с учетом таблицы поправок принять в первом и во втором чтениях. 

30 марта 2021 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия