Новости и события

Законодательная инициатива одобрена депутатами Верховного Совета

Члены Президиума Верховного Совета доработали проект федерального закона об увеличении ставки на налог на добычу полезных ископаемых. Данное предложение поддержал депутатский корпус на 29-м пленарном заседании республиканского парламента, при этом отменил прежнее решение, принятое на февральской сессии. 

Ранее, 26 февраля, на 25-й сессии Верховным Советом было принято постановление о направлении проекта федерального закона по внесению изменений в статью 342 Налогового кодекса РФ в Правительство РФ для дачи заключения. Законодательная инициатива предусматривала повышение налоговой ставки на добычу полезных ископаемых увеличить в 20 раз, с 24 рублей до 480 рублей за 1 тонну добытого открытым способом угля, за исключением антрацита, бурого и коксующегося угля. 

На инициативу было получено отрицательное заключение Правительства РФ по причине внесения изменений в структурную единицу, имеющую другой предмет правового регулирования. «Установление налоговой ставки по НДПИ в отношении угля с учетом способа его добычи противоречит пункту 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке в зависимости от вида добытого полезного ископаемого», отмечено в заключении. 

«Налоговый кодекс не предусматривает установление налоговой ставки в зависимости от способа добычи — открытым и шахтным способом. Этот аргумент мы исправляем и будем вносить изменения уже не в одну статью - 342, а еще и в статью 337, где предлагается способы добычи разделить, - пояснил первый заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии Юрий Шпигальских. 

Юрий Шпигальских отметил, что руководителями комитетов и комиссий Верховного Совета был подготовлен новый законопроект, которым предлагается установить ставки на налог на добычу полезных ископаемых в зависимости от способа его добычи  - подземного или открытого способа. 

В статье 337 Налогового кодекса РФ предложено разбить добытое полезное ископаемое «уголь» на «уголь, добываемый подземным способом» и «уголь, добываемый открытым способом».

В статье 342 Налогового кодекса РФ, устанавливающей ставки на налог на добычу полезных ископаемых, в отношении угля, добытого подземным способом, предложено зафиксировать ставку в размере 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. 

На добытый открытым способом уголь предложено установить налоговую ставку в размере 480 рублей за тонну угля (за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого).  

20-кратное увеличение ставки депутаты объясняют тем, что ставки по НДПИ не менялись с 2012 года. Также за этот период поступления угольных компаний в бюджет по налогу на прибыль в Республике Хакасия к 2020 году упали на треть, тогда как  добыча угля выросла в 2 раза. В 2012 году доходы угледобывающих предприятий превышали 2,1 млрд рублей (в том числе налог на прибыль – 1,6 млрд рублей), их доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Хакасии составляла 13,6 процента. В 2019 году платежи отрасли составили 1,9 млрд рублей, их доля снизилась до 7,6 процента. В 2020 году ситуация еще более усугубилась: платежи отрасли снизились до 1,4 млрд рублей (в том числе налог на прибыль – 0,2 млрд рублей). Доля отрасли в формировании налоговых доходов бюджета региона по сравнению с 2012 годом  снизилась более чем в 2 раза – до 6,2 процента.

«Объем производства дошел до 28 миллионов тонн угля в год, а мы как не получали реальных доходов, так и не получаем», - отметил Юрий Шпигальских.

Что касается второго замечания российского правительства, что в отношении предлагаемой законопроектом налоговой ставки по НДПИ в отношении угля не будут применяться коэффициент-дефлятор и коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, в соответствии с пунктами 2 и 2 статьи 342 Кодекса соответственно, то Верховный Совет этот пробел также устраняет в новой редакции. 

Народные избранники считают, что будет справедливо минимизировать зависимость доходов субъектов Российской Федерации от платежей налога на прибыль угледобывающих организаций. Регионы должны получать доходы в прямой зависимости от фактической добычи полезных ископаемых.
«Налоговая отдача нас не устраивает. Первопричина — то, что есть торговые дома, офшоры и желающие минимизировать платежи. Недра — это достояние государства и народа. Государство и народ предоставляют возможность на этих недрах поработать, а в результате серьезную прибыль получают в офшорах, а мы испытываем сложности с бюджетом. Этот подход неверный», - подчеркнул Юрий Шпигальских. 

07 июля 2021 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия