Для решения наболевшего вопроса в сфере ЖКХ не хватило одного голоса
Законопроект «О внесении изменений в ст. 2 ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» предусматривает передачу полномочий по решению вопросов организации в своих границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов республики.
С 2019 года эта инициатива в парламент республики внесена уже в третий раз. В ходе предыдущих рассмотрений принять согласованного решения по данному вопросу не удалось.
На этот раз правом законодательной инициативы воспользовался прокурор Республики Хакасия Сергей Фирсов, который и внес данный законопроект. Представлявший его на сессии и.о. прокурора республики Андрей Мошков пояснил, что его принятие направлено на повышение эффективности управления коммунальными предприятиями в сельских территориях.
По данным прокуратуры в настоящее время в республике коммунальный комплекс сельских поселений составляет 51 предприятие с низкой эффективностью работы. Проведенные органами прокуратуры проверки показали, что убытки предприятий с 2014 г. возросли в 8 раз, с 28 до 234 млн. рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на сентябрь текущего года составила 1 млрд. 231 млн. рублей, в том числе задолженность населения - более 564 млн. рублей (46%); кредиторская задолженность – 1 млрд. 547 млн. рублей (рост на 16% по сравнению с началом года), в том числе перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов – 1 млрд. 048 млн. рублей (67%).
В сельских поселениях не хватает квалифицированных кадров, в связи с чем, нет возможности поддерживать коммунальные системы в работоспособном состоянии.
Сторонники принятия закона также акцентируют внимание на том, что в существующей ситуации представители бизнеса, те же крупные поставщики угля, неохотно идут на сотрудничество с многочисленными малыми предприятиями в сфере ЖКХ, многие из которых испытывают финансовые проблемы.
Создание коммунальных предприятий на уровне районов, по мнению инициаторов законопроекта, могло бы обеспечить централизованное осуществление финансово-хозяйственной деятельности, централизованное выполнение ремонтов и обслуживания котельных, сетей и, в конечном итоге, повышение качества услуг оказываемых жителям, а также снижение расходов на приобретение угля.
В качестве положительного примера в республике была приведена практика Администрации Усть-Абаканского района. В результате заключенного соглашения о передаче функций по обеспечению сельских поселений тепло-, водоснабжением на уровень района удалось не только наладить регулярные поставки угля, но и значительно снизить количество аварийных ситуаций в сфере ЖКХ.
Стоит отметить, что в адрес Верховного Совета были направлены обращения и собраны подписи в поддержку законопроекта со стороны глав поселений. Многие из них в составе делегации прибыли на 31 сессию республиканского парламента для того, чтобы высказать позицию муниципалитетов по этому вопросу и призвать парламентариев поддержать законопроект внесенный прокурором в интересах жителей Хакасии.
Против принятия закона выступили ряд глав районов, указывая на то, что суть проблем заключается в недостаточном финансировании.
В то же время в докладе по законопроекту было отмечено, что в 2020 году из республиканского бюджета на мероприятия по поддержке и развитию систем коммунального комплекса в муниципальных образованиях выделены субсидии в размере 167 млн. рублей, из которых не освоено 24 млн. рублей. В 2021 году из выделенных 132 млн. рублей освоено около 80 млн. рублей (60%).
По итогам голосования для рассмотрения законопроекта не хватило одного голоса. Мнения в очередной раз разделились.
«Совесть не надо продавать! Речь идет об улучшении жизни сельских жителей. Президент ежедневно все уровни власти призывает обеспечить достойный уровень жизни наших граждан, а мы делаем хуже. Это доля ответственности каждого! Еще раз напомню, что федеральный законодатель эти полномочия возлагает на районные и городские власти.
Мы просили бы прокуратуру, вместе с правоохранительными органами, разобраться в вопросе ценообразования на поставляемый поселениям уголь, на каком этапе цена возрастает на 300-400% от начальной стоимости. Надо увидеть, кто получает прибавочную стоимость и таким образом грабит бюджет», – сказал Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
Поясним, что в этот раз до непосредственного рассмотрения законопроекта дело не дошло, он по итогам голосования не был принят за основу, однако при этом он и не был отклонен, а следовательно, согласно законодательной процедуре, находится на рассмотрении в парламенте республики.
29 сентября 2021 года
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия