Новости и события

Семинар-совещание с председателями Советов депутатов муниципальных образований состоялся в парламенте республики

Его открыл и провел Председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимира Штыгашева. В проведении семинара приняли участие первый заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии Юрий Шпигальских, заместитель Председателя Верховного Совета Хакасии – председатель комитета по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку Светлана Могилина, руководитель Аппарата Верховного Совета Хакасии Нина Шейерман и министр финансов Республики Хакасия Игорь Тугужеков. Также присутствовали председатель комитета по бюджету и налоговой политике Олег Иванов и руководитель секретариата сессий Верховного Совета Хакасии Андрей Филягин.

В повестке семинара было три вопроса, и все они имели практическую значимость для представительной власти муниципальных образований городов и районов республики.

Работа началась с краткого обзора итогов законодательной деятельности Верховного Совета Хакасии за минувший год. В частности,  Владимир Штыгашев сообщил, что на рассмотрении в парламенте республики в 2022 году находилось 126 законопроектов. Из них 68 – внесено Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия, 42 проекта закона внесли депутаты Верховного Совета Хакасии, 5 –прокурор Республики Хакасия, 2 – Избирательная комиссия Хакасии и 7 проектов законов внесены представительными органами муниципальных образований. 

По результатам рассмотрения принято 110 законов, из них 15 – базовых, то есть новых законов, 93 закона о внесении изменений, 1 проект закона возвращен в связи с несоответствием требованиям Регламента Верховного Совета, 4 законопроекта были отозваны и 2 отклонены. В настоящее время 9 законопроектов находится в работе, они будут рассмотрены на январской сессии. Владимир Штыгашев также сообщил об основных результатах деятельности Верховного Совета, связанных с внесением изменений в законы республики, включая Конституцию Хакасии, в соответствии с изменениями 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». 

В 2022 году принято более 20-ти законов, имеющих социальную направленность: расширены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, региональной социальной доплаты к пенсии, других мер поддержки, в том числе за счет предоставления квот. Также, Верховным Советом Хакасии принят ряд законов, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки мобилизованным гражданам и членам их семей.
В ходе рассмотрения вопроса о финансовой помощи муниципальным образованиям из республиканского бюджета Игорь Тугужеков сообщил, что с 2017 года нецелевая поддержка муниципальным образованиям увеличилась более чем в 3 раза – с 1,9 млрд рублей до 6,1 млрд. рублей. Помимо нецелевой финансовой помощи из республиканского бюджета выделяются целевые средства на реализацию национальных проектов, строительство и капитальный ремонт социальных объектов, дорог и другие цели. Финансовая помощь муниципальным образованиям на 2023 год предусмотрена в сумме 22,9  млрд рублей. 

Также докладчик отметил, что с 1 января 2023 года федеральным законом внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми вводится институт единого налогового счета, уплата налогов будет осуществляться в виде единого платежа. В связи с указанными новациями, подчеркнул Игорь Тугужеков, снизятся поступления доходов в бюджет республики, поэтому уже сейчас необходимо предусмотреть создание резерва бюджетных средств на январь-февраль 2023 года, оставив приоритетом финансовое обеспечение первоочередных социально-значимых расходных обязательств. 

Владимир Штыгашев акцентировал внимание на необходимость проведения работы на местах для пополнения местных бюджетов:

«Ставьте на учет всех налогоплательщиков. Земельные участки, земли сельхозназначения, имущество не все поставлено на налоговый учет. Есть новые стройки: гостиницы, дома отдыха построены, а на учете многих из них нет. Здесь поработать надо» 

Семинар продолжился докладом Светланы Могилиной о законопроектной деятельности Верховного Совета Хакасии, подробнее она остановилась на порядке внесения и рассмотрения проектов законов и проектов постановлений, этапов их рассмотрения на заседаниях Президиума, и на сессиях Верховного Совета Республики Хакасия.

В частности, говоря о субъектах законодательной инициативы, Светлана Могилина обратила внимание на право направлять законодательную инициативу в Верховный Совет, которым наделены представительные органы местного самоуправления. 

В ходе доклада  представлен анализ направления в Верховный Совет Хакасии законодательных инициатив от городских и районных советов депутатов:

«за 4 года таких инициатив было 27, из них приняты и теперь являются нормами закона – 8. При этом 11 инициатив были отозваны авторами законопроектов, 4 – отклонены Верховным Советом Хакасии. 2 из них были возвращены и в настоящее время в работе находится 2 законопроекта, рассмотренные на Президиуме Верховного Совета Хакасии».

При этом 11 отозванных представительными органами законопроектов относятся к числу тех, которые были оформлены с несоблюдением требований. В этой связи озвучен ряд действующих законов Республики Хакасия, которые содержат установленный порядок, требования к оформлению законопроекта перед его представлением на рассмотрение в Верховный Совет Хакасии и перечень документов, представляемых с законопроектом. Также были детально разъяснены правила подготовки отдельных документов к законопроекту.

Об особенностях оформления нормативных правовых документов перед направлением их в Верховный Совет Хакасии рассказала Нина Шейерман. Она обратила внимание председателей Советов депутатов муниципалитетов на важные моменты. 

В частности, на том, что требования, содержащиеся в Регламенте Верховного Совета не формальны, их соблюдение при направлении законопроектов обязательно:

«Поскольку вы являетесь коллегиальным органом, к законопроектам необходимы сопроводительные письма, обязательны и решения Совета депутатов».

Нина Шейерман в ходе доклада привела ряд примеров типичных недочетов и некачественной подготовки оформления пояснительных записок к законопроектам, подробно разъяснила причины возвращения и отзывов проектов законов, основываясь на практике 2022 года. Также обозначена необходимость применения в работе актуальных нормативных правовых актов. Отдельно разъяснен вопрос о государственных полномочиях, правовых основаниях их передачи на уровень муниципалитетов, порядок работы и права муниципальных образований в этом направлении деятельности.

Подводя итог выступлению, докладчик отметила, что Аппарат Верховного Совета Хакасии в случае необходимости готов оказывать консультативную помощь.

28 декабря 2022 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия