Новости и события

Гражданской авиации России 9 февраля исполнится 100 лет (продолжение)

Столетие гражданской авиации России неразрывно связано с 30-летней историей развития Международного аэропорта Абакана им. генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза В.Г. Тихонова. Этот сравнительно небольшой период отметился достижениями и подвигами, которые принадлежат людям, вписавшим свое имя в историю гражданской авиации республики, прославившим свою профессию и свою малую родину.  

Воспоминаниями о некоторых из них поделился бортинженер ТУ-154, ИЛ-76 Александр Купчигин. 

Коклюхин Юрий Николаевич. Родился в г. Октябрьск Самарской области. Окончив в 1959 году Краснокутское летное училище гражданской авиации Саратовской области, отдал выбранной профессии 50 лет своей жизни, пройдя путь от второго пилота Ан-2 до командира самолета Ту-154. Его общий налет часов близок к рекордным значениям в гражданской авиации в России, он составляет 21 тысячу часов.  Проверкой на прочность», настоящим экзаменом в профессии стал для него рейс «Абакан-Москва» в 1995 году. Он благополучно завершился аварийной посадкой, надежды на которую практически не было.

Во время набора высоты поочередно произошел отказ в работе сразу двух гидравлических систем воздушного судна, от которых зависит управление самолетом и его системами, что не позволило продолжить полет. Для понимания ситуации, Александр Купчигин пояснил, что гидравлическая система состоит из трех самостоятельных гидросистем: ведущей, основной и резервной, на случай выхода из строя двух первых. 

«Этот третий, запасной вариант, не дает никакой гарантии продолжительной штатной работы самолета и тем более его посадки. При такой поломке даже методички нет, как действовать, такого случиться просто не должно», –  уточнил он.  

При полной загруженности топливного бака самолет тоже не может сделать посадку, здесь свои правила, с законами физики не поспоришь, поэтому вся ответственность за дальнейшие действия легла на командира самолета, за плечами которого на борту находилось 158 мирно спящих пассажиров. Командир принял решение возвратиться на аэродром вылета и кружить, чтобы вырабатывать топливо и посадить самолет. Гарантии благополучного приземления никто дать не мог – не было уверенности, что можно будет управлять самолетом и сработает шасси.

«Так прошло напряженных 4 часа. Необходимо было совершать посадку. Юрий проверил работу штурвала, и самолет его послушался, шасси удалось успешно выпустить. После того, как все сработало, он сообщил авиадиспетчеру, что идет на посадку. Когда они подлетели, вся взлетная полоса светилась от машин, Юрий попросил людей не пугать и выключить маячки аварийных машин. Они ведь думали, что к Москве подлетают. Даже в этих условиях посадку он совершил ювелирно точно, не придерешься. Несмотря на то, что отказ гидросистем не позволял выпустить механизацию крыла, в связи с чем, скорость при посадке была выше расчетной ориентировочно на 100 км в час (360 км/ч!). Благодаря алгоритму и грамотным расчетам экипажа при выполнении аварийной посадки полет закончился благополучно в аэропорту вылета г. Абакана», – рассказал Александр Купчигин.

По указу Президента Российской Федерации Юрий Николаевич Коклюхин удостоен высокой государственной  награды – ордена Мужества. В представлении к награде написано: проявленные выдержка, самоотверженность и профессиональное мастерство при исполнении служебного долга позволили предотвратить тяжкие последствия и благополучно произвести аварийную посадку.

Примеры мужества и верности неоднократно проявил командир самолетов ТУ-154 и ИЛ-76 Осинцев Александр Николаевич. Впервые, в 1995 году при вылете из аэропорта Домодедово при наборе высоты у самолета Ту-154 произошел отказ двигателя. Выработав топливо, экипаж под руководством Осинцева произвел успешную посадку в аэропорту вылета. За слаженные, грамотные действия командиру экипажа Александру Николаевичу Осинцеву присвоен знак отличника «Аэрофлота». 

Аналогичная ситуация произошла в его практике в 2000 году. После вылета из аэропорта Раменское, отказал и заклинил двигатель самолета Ил-76. Позже выяснится, что это заводской дефект. Самолет удалось успешно посадить, вернувшись в аэропорт. 

Гражданская авиация республики хранит примеры мужества, проявленные при спасении людей из сложных жизненных ситуаций. 

Случай произошел в 1986 году. Командиром воздушного судна был пилот-инструктор, командир звена вертолетов Ми-8. В составе экипажа находился и наш собеседник Александр Купчигин, который на тот момент был борт-механиком в экипаже.

 «В школе-интернате п. Копьево произошло массовое отравление детей некачественными продуктами, - рассказывает Александр Купчигин, -

«Мы дежурили по санзаданию и аварийно-спасательным работам. Когда поступила информация о произошедшем, действия по выполнению полета были согласованы с начальником Красноярского Управления гражданской авиации Левандовским Иваном Альфонсовичем. Ответственность за принятие решения на вылет в сложных метеорологических условиях в ночное время, находилась на командире Ю.А. Кокареве. Рассчитав алгоритм действий, он принял положительное решение ради спасения детей. На борту вертолета находились медперсонал и сотрудники правоохранительных органов, всего порядка 15 человек. Республиканской больницей на тот момент руководила Галина Яковлевна Ремешевская, которая и направила медперсонал. Найти поселок было сложно, на тот момент там не было оборудованного вертодрома. Юрий Андреевич сориентировался и определил место для посадки. Посадку производили на школьном стадионе в Копьево, ориентируясь по  кострам, которые разожгли заранее, по согласованию.  

После осмотра всех ребятишек, выяснилось, что в их числе есть двое, которые находятся в тяжелом состоянии, один – в  крайне тяжелом. Мы вылетели с ними в Абакан, и врачи приняли решение, ребенка, который находился в крайне тяжёлом состоянии, срочно везти в Красноярск. Практически без перерывов была проведена командная, оперативная работа. За добросовестное выполнение своего долга по поиску и спасению жизни детей, Юрию Андреевичу Кокареву и его экипажу приказом командира Абаканского авиапредприятия объявлена Благодарность». 

Позже, в 1998 году Юрий Кокарев был награжден Медалю ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени за выполнение аварийно-спасательных работ по спасению жизни людей. Тогда, при заходе на посадку в поселке Шушенское ночью, в сложных метеоусловиях, самолет Як-40, пролетев посадочную полосу, выполнил вынужденную посадку вне аэродрома и приземлился в поле на снежный наст.

Юрий Кокарев оперативно вылетел на место, чтобы спасти людей и экипаж. В тумане, рискуя зацепить провода ЛЭП, после нескольких часов поиска, он сумел найти место аварийной посадки. Экипаж самолета Як-40 вышел на связь, когда услышал гул поисково-спасательного вертолета. Было согласовано развести костры для успешной посадки и эвакуации. В ходе спасательных работ в п. Шушуенское Красноярского края  было вывезено 28 пассажиров и экипаж.

Ряд достойных имен, которые добросовестно выполняли свой долг, можно продолжать долго. Спасибо им за эту работу!

Юбилей гражданской авиации в день празднования –  9 февраля будет отмечаться в Москве с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина. На торжество приглашены и члены республиканской организации ветеранов-летчиков, поэтому в Абакане праздник официально отметят немного позже – 13 февраля.

Поздравляем с наступающим знаковым юбилеем, профессиональным праздником, действующий состав работников и ветеранов гражданской авиации Республики Хакасия!

08 февраля 2023 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия