Новости и события

Законодательное регулирование вопросов комплексной реабилитации и абилитации людей с ограниченными физическими возможностями рассмотрены в Верховном Совете

Их обсудили на заседании Президиума республиканского парламента.  Предложения о внесении поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации содержатся в проекте Федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации. Поправки потребуют корректировки ряда федеральных законов.

Инициаторы изменений отмечают, что в настоящее время, несмотря на наличие направлений реабилитации и абилитации людей с ограниченными физическими возможностями, а также механизма их реализации, не установлены условия комплексного предоставления таких услуг, а полномочия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации отражены неполно.

Это приводит к тому, что после установления инвалидности и формирования рекомендаций в индивидуальной программе люди с ограниченными физическими возможностями не получают в должном объеме комплексных услуг по реабилитации и абилитации, оказание которых предусмотрено в различных законодательных и иных нормативных правовых актах.

Следует отметить, что оказание услуг по медицинской реабилитации (составная часть комплексной реабилитация и абилитация инвалидов) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и не регулируется положениями предложенного законопроекта.

Основные изменения предлагается внести в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам комплексного предоставления таких услуг указанной категории граждан, а также полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации и предоставлению услуг в субъектах.  

Проектом закона вводится понятийный аппарат, уточняющий новые направления по ранней помощи. 

Предоставление реабилитационных и абилитационных услуг планируется осуществлять в соответствии с современной общей практикой предоставления услуг в сферах социального обслуживания, занятости, здравоохранения, культуры, адаптивного спорта и адаптивной физической культуры, образования и просвещения. При этом все оказываемые в настоящее время реабилитационные меры, мероприятия и услуги сохраняются.

Законопроектом предусмотрены положения, которые позволяют повысить для лиц с интеллектуальными нарушениями доступность информации и услуг, определив в качестве одного из средств общения упрощенную форму передачи информации на русском языке. 

Для использования наиболее эффективных подходов и технологий к устранению или компенсации нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности при осуществлении комплексной реабилитации и абилитации предусматривается установление целевой реабилитационной группы, дается определение этому понятию. 

Так, например, поясняют авторы законопроекта, целевая реабилитационная группа, которая свидетельствует о преимущественном расстройстве функций слуха позволит обеспечить проведение специального комплекса мероприятий, предназначенных для данной категории граждан. В случае одновременного отнесения к разным целевым реабилитационным группам предусмотрена возможность установления нескольких целевых реабилитационных групп.

Утверждение перечня целевых реабилитационных групп и критериев отнесения к ним предлагается возложить на Минтруд России, а на учреждения медико-социальной экспертизы – право установления таких групп и определения потребности людей с ограниченными физическими возможностями в комплексе основных направлений реабилитации и абилитации, сопровождении при их получении.

 Законопроектом уточняется механизм размещения учреждениями медико-социальной экспертизы сведений о нуждаемости такой категории лиц в мероприятиях по комплексной реабилитации и абилитации, а органами и организациями, на которые возлагается исполнение таких мероприятий, сведений об их реализации, в федеральном реестре граждан с ограниченными физическими возможностями.

Также законопроектом вносятся изменения в целый ряд  федеральных законов. В Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части наделения полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и предоставлению услуг по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов.

Изменения в Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» предлагается внести в части исключения услуг по реабилитации и абилитации из вопросов, которые регулируются указанным законом.

В Федеральном законе № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматриваются изменения, наделяющие Министерство спорта Российской Федерации полномочиями по организации услуг гражданам и детям с ограниченными физическими возможностями реабилитации и абилитации с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.  

В Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения, наделяющие Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочиями по подготовке типовых дополнительных программ обучения специалистов в области комплексной реабилитации, абилитации и медико-социальной экспертизы.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части содействия в предоставлении,  реабилитационной помощи, не относящейся к социальным услугам.

В связи с необходимостью разработки большого количества подзаконных нормативных правовых актов срок вступления в силу законопроекта предлагается установить 1 сентября 2024 года, за исключением норм об упрощенной форме передачи информации на русском языке.

Законодатели отмечаю, что подготовка таких текстов – сложная, кропотливая и длительная работа, которая в нашей стране на государственном уровне будет проводиться впервые после введения соответствующих законодательных норм. В связи с этим для организации кадрового обеспечения, соответствующих профессиональных и образовательных стандартов, вступление в силу этой нормы предлагается законопроектом отнести на 1 сентября 2027 года.

Председатель Верховного Совета Республики Хакасия  Владимир Штыгашев, комментируя проект федерального закона, отметил, что он предусматривает значительные изменения:

«Думаю, что многие вопросы он облегчит и сделает помощь доступнее. Это необходимо и важно».

27 июля 2023 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия