Законодательное регулирование вопросов комплексной реабилитации и абилитации людей с ограниченными физическими возможностями рассмотрены в Верховном Совете
Их обсудили на заседании Президиума республиканского парламента. Предложения о внесении поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации содержатся в проекте Федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации. Поправки потребуют корректировки ряда федеральных законов.
Инициаторы изменений отмечают, что в настоящее время, несмотря на наличие направлений реабилитации и абилитации людей с ограниченными физическими возможностями, а также механизма их реализации, не установлены условия комплексного предоставления таких услуг, а полномочия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации отражены неполно.
Это приводит к тому, что после установления инвалидности и формирования рекомендаций в индивидуальной программе люди с ограниченными физическими возможностями не получают в должном объеме комплексных услуг по реабилитации и абилитации, оказание которых предусмотрено в различных законодательных и иных нормативных правовых актах.
Следует отметить, что оказание услуг по медицинской реабилитации (составная часть комплексной реабилитация и абилитация инвалидов) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и не регулируется положениями предложенного законопроекта.
Основные изменения предлагается внести в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам комплексного предоставления таких услуг указанной категории граждан, а также полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации и предоставлению услуг в субъектах.
Проектом закона вводится понятийный аппарат, уточняющий новые направления по ранней помощи.
Предоставление реабилитационных и абилитационных услуг планируется осуществлять в соответствии с современной общей практикой предоставления услуг в сферах социального обслуживания, занятости, здравоохранения, культуры, адаптивного спорта и адаптивной физической культуры, образования и просвещения. При этом все оказываемые в настоящее время реабилитационные меры, мероприятия и услуги сохраняются.
Законопроектом предусмотрены положения, которые позволяют повысить для лиц с интеллектуальными нарушениями доступность информации и услуг, определив в качестве одного из средств общения упрощенную форму передачи информации на русском языке.
Для использования наиболее эффективных подходов и технологий к устранению или компенсации нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности при осуществлении комплексной реабилитации и абилитации предусматривается установление целевой реабилитационной группы, дается определение этому понятию.
Так, например, поясняют авторы законопроекта, целевая реабилитационная группа, которая свидетельствует о преимущественном расстройстве функций слуха позволит обеспечить проведение специального комплекса мероприятий, предназначенных для данной категории граждан. В случае одновременного отнесения к разным целевым реабилитационным группам предусмотрена возможность установления нескольких целевых реабилитационных групп.
Утверждение перечня целевых реабилитационных групп и критериев отнесения к ним предлагается возложить на Минтруд России, а на учреждения медико-социальной экспертизы – право установления таких групп и определения потребности людей с ограниченными физическими возможностями в комплексе основных направлений реабилитации и абилитации, сопровождении при их получении.
Законопроектом уточняется механизм размещения учреждениями медико-социальной экспертизы сведений о нуждаемости такой категории лиц в мероприятиях по комплексной реабилитации и абилитации, а органами и организациями, на которые возлагается исполнение таких мероприятий, сведений об их реализации, в федеральном реестре граждан с ограниченными физическими возможностями.
Также законопроектом вносятся изменения в целый ряд федеральных законов. В Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части наделения полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и предоставлению услуг по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, сопровождаемому проживанию инвалидов.
Изменения в Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» предлагается внести в части исключения услуг по реабилитации и абилитации из вопросов, которые регулируются указанным законом.
В Федеральном законе № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматриваются изменения, наделяющие Министерство спорта Российской Федерации полномочиями по организации услуг гражданам и детям с ограниченными физическими возможностями реабилитации и абилитации с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
В Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения, наделяющие Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочиями по подготовке типовых дополнительных программ обучения специалистов в области комплексной реабилитации, абилитации и медико-социальной экспертизы.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части содействия в предоставлении, реабилитационной помощи, не относящейся к социальным услугам.
В связи с необходимостью разработки большого количества подзаконных нормативных правовых актов срок вступления в силу законопроекта предлагается установить 1 сентября 2024 года, за исключением норм об упрощенной форме передачи информации на русском языке.
Законодатели отмечаю, что подготовка таких текстов – сложная, кропотливая и длительная работа, которая в нашей стране на государственном уровне будет проводиться впервые после введения соответствующих законодательных норм. В связи с этим для организации кадрового обеспечения, соответствующих профессиональных и образовательных стандартов, вступление в силу этой нормы предлагается законопроектом отнести на 1 сентября 2027 года.
Председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев, комментируя проект федерального закона, отметил, что он предусматривает значительные изменения:
«Думаю, что многие вопросы он облегчит и сделает помощь доступнее. Это необходимо и важно».
27 июля 2023 года
Фото: Верховный Совет Республики Хакасия