Новости и события

Разворот на Восток: Хакасии нужны срочные меры по обновлению аэропорта

Стратегический объект республики нуждается в срочной модернизации. Иначе в скором времени весь грузо- и пассажиропоток уйдет в соседние регионы – Красноярск, Иркутскую область, а затем и Тыву. При том, что Хакасия имеет преимущество, – как по географическому положению, так и по наличию прекрасной железнодорожной сети. И республика могла бы стать крупнейшим транспортным хабом и воротами на Восток.
Проблемы развития международного аэропорта «Абакан» и ситуацию с ремонтом мостового перехода в Абазе обсудили на члены Экспертного совета по транспорту.
На сегодняшний день главная воздушная гавань республики  включена в список аэропортов входящих в Единую опорную транспортную сеть, которая формируется в рамках  транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.  Между тем, это не гарантирует аэропорту решение проблем. Главная из них - инвестиции в развитие. Аэропорт находится в собственности правительства республики. Но за счет республиканского бюджета обновить его нереально – в бюджете на это нет средств. Просто отдать стратегический объект в руки инвесторов, как ранее предлагали представители республиканского правительства, по мнению экспертов и депутатов Верховного Совета, тоже нерационально. Блокирующий пакет необходимо сохранить за республикой, уверены эксперты. 
«Мы должны понимать стратегическую важность аэропорта для республики, для экономики региона. Это мы обсуждали на уровне  правительства России. Наш аэропорт и его развитие - ключевой макроэкономический фактор для Хакасии, юга Красноярского края и Тывы. Аэропорт - это мощнейший объект привлечения инвестиций в республику. Но пока реальных подвижек со стороны правительства нет», - отметил  Сергей Сокол. 
В числе первоочередных задач, которые требуют решения – вопросы повышения антитеррористической защищенности и вхождения абаканского аэропорта в программу субсидирования авиаперелетов, создание сопутствующей инфраструктуры, а в перспективе - создание на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра. В планах правительства Хакасии все это отнесено на 2035 год. 
«Если вопрос протянется до 2035 года, то мы отстанем уже навсегда. Хакасии просто нельзя проиграть конкурентную борьбу с соседними регионами, где уже сейчас строят современные аэропорты, модернизируют существующие. Нужны инвестиционные условия для того, кто будет приобретать пакет акций. Просто так взять и продать, как ранее предлагали представители правительства – это глупо и бесхозяйственно. Инвестору нужно выставить разумные, но в то же время амбициозные условия по развитию аэропорта: наращивание пассажиро- и грузопотока, обновление оборудования. Это далеко не весь перечень условий.  Здесь не нужно изобретать велосипед, а взять опыт других регионов – Красноярский край, Амурская область, Пермский край, где аналогичная ситуация решена успешно», - считает член Экспертного совета Андрей Тенишев.  
Еще один из вопросов, который обсудили эксперты – аварийный мост в Абазе. Мостовой переход был построен в 1966 году, при этом ремонтные работы с момента постройки не проводились. Юридически  мост  и участок автодороги находится в оперативном управлении «Тываавтодор»,  подведомственному учреждению  Минтранса Тывы.
На сегодняшний день проводится разработка проектно-сметной документации на реконструкцию данного мостового перехода. Разработку планируют завершить в 2024 году. По предварительным оценкам, стоимость работ составляет около 150 млн рублей. 

«Правительству  совместно с Верховным Советом Республики Хакасия необходимо направить обращение в правительство Тывы с просьбой подготовить ПСД и провести работы по ремонту автомобильного моста с установлением конкретных сроков выполнения работ», - комментирует итоги заседания экспертов председатель Экспертного совета по транспорту Александр Егоров.  

14 мая 2024 года

Фото: Верховный Совет Республики Хакасия