Президиумы

Повестка дня: 12 апреля 2017 года, 10:00

Вопрос № 12

Об отзыве на проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Докладывает: Мешанков Валерий Викторович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 126869-7

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О защите прав потребителей»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», внесенный    в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона  Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                      В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2017 года

 

№ __________


Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ____________ 2017 года

 

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 126869-7

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О защите прав потребителей»

 

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством      Российской Федерации, поддерживает его принятие.

Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 23.03.2017 №36


ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

"23" марта 2017 г.

34. О проекте федерального закона № 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части уси­ления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет) - вносит Правительство Российской Федерации

Принято решение:

1.    Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные ор­ганы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управле­ние Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, соисполнителем - Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным техно­логиям и связи.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству до 23 апреля 2017 года.

2.   Комитету Государственной Думы по экономической политике, промыш­ленности, инновационному развитию и предпринимательству с учетом поступив­ших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект феде­рального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3.   Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2017 года (май).

 

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации                                                             В.В. Володин

Сопроводительное письмо

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17 марта 2017 г.    

№ 1765п-П12

МОСКВА

 

О внесении проекта федерального закона

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации

"О защите прав потребителей"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Приложение:

1. Текст законопроекта на 6 л.

2.  Пояснительная записка к законопроекту на 3 л.

3.  Финансово-экономическое обоснование к законопроекту на 1 л.

4.  Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона, на 1 л.

5.  Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона, на 1 л.

6.  Распоряжение Правительства Российской Федерации о назначении официального представителя Правительства Российской Федерации по данному вопросу на 1 л.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                            Д.Медведев 

Проект федерального закона

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект № 126869-7

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О защите прав потребителей"

 

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О  защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2002, № 1, ст. 2; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 52, ст. 5275; 2006, № 31, ст. 3439; № 43, ст. 4412; № 48, ст. 4943; 2007, № 44, ст. 5282; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 48, ст. 5711; 2011, № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; 2013, № 27, ст. 3477; № 51, ст. 6683; 2014, № 19, ст. 2317; 2015, № 29, ст. 4359; 2016, № 27, ст. 4198) следующие изменения:

1) преамбулу дополнить абзацем следующего содержания:

"агрегатор товаров (услуг) (далее - агрегатор) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении определенного товара (услуги) возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем) по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) непосредственно на банковский счет такой организации (индивидуального предпринимателя).";

2) статью 8 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение полномочий действовать в интересах изготовителя (продавца).";

3) статью 9 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, агрегатор обязаны довести до сведения потребителя информацию о себе и изготовителе (продавце) (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи
о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). Агрегатор вправе осуществлять доведение указанной информации посредством размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт изготовителя (продавца, исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

4) в статье 12:

а) наименование после слова "продавца" дополнить словом ", агрегатора";

б) дополнить пунктами 21 - 24 следующего содержания:

"21. Агрегатор, предоставивший потребителю недостоверную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Ответственность за надлежащее исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основе предоставленной агрегатором информации о товаре (услуге) и продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), а также за соблюдение прав потребителей, связанных с последствиями передачи потребителю товаров (услуг) ненадлежащего качества и обменом непродовольственных товаров надлежащего качества, несет продавец (исполнитель).

22. Агрегатор возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления требования потребителя при одновременном наличии следующих условий:

товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет агрегатора, не доставлен потребителю в срок (услуга не оказана в срок);

потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

Наряду с требованием о возврате предварительной оплаты товара (услуги) потребитель направляет агрегатору подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора оказания услуг).

23. В случае, если потребитель отказался от принятия товара (услуги) вследствие предоставления агрегатором недостоверной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), агрегатор обязан по требованию потребителя возвратить сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления соответствующего требования потребителем.

24. В случаях, указанных в пунктах 22 и 23 настоящей статьи, агрегатор вправе отказать потребителю в возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) при получении от продавца (исполнителя) подтверждения принятия потребителем товара (услуги) при условии, что такое подтверждение было направлено агрегатором потребителю в течение десяти календарных дней со дня получения агрегатором требования о возврате суммы предварительной оплаты.";

5) в статье 40:

а) подпункты 1 и 4 пункта 2 после слова "импортерами" дополнить словом ",  агрегаторами";

б) пункт 3 после слова "импортеров" дополнить словом ",  агрегаторов";

в) подпункты 1, 2, 4 и 7 пункта 4 после слова "импортер"
в соответствующих числе и падеже дополнить словом ",  агрегатор"
в соответствующих числе и падеже;

6) в статье 41:

а) наименование после слова "импортера" дополнить словом ", агрегатора";

б) после слова "импортер" дополнить словом ",  агрегатор".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

           Президент

Российской Федерации

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет).

В настоящее время индустрия "электронной коммерции" - организация продажи потребительских товаров и оказание различных возмездных услуг через Интернет развивается очень динамично.

Отношения в сфере "электронной коммерции" с участием потребителя регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 497 "Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара"), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правилами продажи товаров дистанционным способом, утиарждащтт.тми пасрянгттткнидм Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.

Однако по мере развития данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться не урегулированные законодательством отношения, что может быть использовано недобросовестными участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.

Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах и предлагаемых услугах.

Не урегулирована деятельность так называемых "товарных агрегаторов", которые, не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые в значительных масштабах (объемах) аккумулируются ими на своих интернет-ресурсах (сайтах).

Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25 октября 2011г. 2011/83/ЕС данная тенденция учтена и определено понятие "дистанционные контракты" (организованные схемы дистанционных продаж товаров или дистанционного оказания услуг, которые должны включать схемы, предлагаемые третьими лицами через онлайн-платформы, используемые продавцами (исполнителями), но не являющимися ими). При этом Директива обязывает такого информационного посредника предоставлять до заключения договора не только всю необходимую информацию о товаре (услуге), но и о продавце (исполнителе), в интересах которого он действует (информацию о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, адресе электронной почты и др.).

Законодательство Республики Беларусь наряду с законодательством России, входящей в Евразийский экономический союз, также признает, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет- магазин, может использовать иные информационные ресурсы Интернета для размещения информации о продаже товаров. Белорусское законодательство возлагает на "товарных агрегаторов" обязанность оказывать покупателям содействие в защите прав потребителей посредством предоставления необходимой информации, а также передачи продавцу претензий покупателей и т.д. Особенно важной для потребителей является возлагаемая белорусским законодательством на "товарных агрегаторов" обязанность принимать меры по соблюдению продавцом требований законодательства о защите прав потребителей.

С учетом изложенного имеется достаточно оснований считать, что "товарные агрегаторы", размещающие недостоверные сведения о реализации товаров (услуг), имеют непосредственное отношение к вытекающим нарушениям прав потребителей и обязаны в связи с этим принимать меры по устранению причин (условий), способствовавших их совершению. При этом правовой статус подобных субъектов требует дополнительной правовой регламентации, однозначного определения объема их обязанностей и ответственности.

Изменения, вносимые законопроектом, направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании соответствующих правоотношений и создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары (услуги) через Интернет.

Закон "О защите прав потребителей" дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное законопроектом как агрегатор товаров (услуг) (далее - агрегатор), в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию (статьи 9, 12 Закона "О защите прав потребителей").

Под агрегатором понимается информационный посредник, вступающий с потребителями в возмездные отношения, но сам при этом не заключающий сделки по купле - продажи товаров (возмездному оказанию услуг). Законопроект предлагает возложить на агрегаторов обязанность по доведению необходимой информации до потребителя и ответственность за реальный ущерб в пределах суммы предварительной оплаты товара (услуги), обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем.

Законопроектом предлагается установить срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, предусматривая необходимый переходный период (180 дней) для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.

Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, в законопроекте не содержится.

Финансово-экономическое обоснование

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

 

Перечень федеральных законов

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию

в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента РФ

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Распоряжение Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 марта 2017 г. № 464-р

МОСКВА

1.   Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2.   Назначить руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Попову Анну Юрьевну официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 

Председатель

Правительства Российской Федерации                                         Д.Медведев

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 12.04.2017 № 121-п

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

 

 

 

Об отзыве на проект федерального закона № 126869-7

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О защите прав потребителей»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», внесенный    в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона  Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                 В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

12 апреля 2017 года

 

№ 121-п


Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от 12  апреля 2017 года

 

№ 121-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 126869-7

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О защите прав потребителей»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством      Российской Федерации, поддерживает его принятие.