Повестка дня: 30 мая 2018 года, 10:00
Вопрос № 7Об отзыве на проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Докладывает: Комаров Сергей Владимирович заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политикеМатериалы по рассматриваемому вопросу:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПРЕЗИДИУМ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об отзыве на проект федерального закона № 445467-7
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации»
Рассмотрев проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Иркутской области, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять отзыв на проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2018 года
№ __________
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Республики Хакасия
от ___ ____________ 2018 года
№ __________
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 445467-7
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Иркутской области, поддерживает его принятие.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 16.05.2018 № 118
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
16 мая 2018 г.
27. О проекте федерального закона № 445467-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части исполнения обязанности по уплате налога) - вносит Законодательное Собрание Иркутской области
Принято решение:
1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 14 июня 2018 года.
2. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.
3. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2018 го
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации В.В. Володин
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28.03.2018
№ 60/27-ЗС
Иркутск
О законодательной инициативе Законодательного Собрания
Иркутской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона «О внесении изменений
в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации» (в части исполнения
обязанности по перечислению налога или сбора)
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, статьями 103 - 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, статьей 47 Устава Иркутской области, статьями 106, 107 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части исполнения обязанности по перечислению налога или сбора) (прилагается).
2. Поручить представлять данную законодательную инициативу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Красноштанову Алексею Николаевичу.
3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Иркутской области.
Председатель
Законодательного Собрания
Иркутской области С.Ф. Брилка
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 28.03.2018
№ 60/27-ЗС
Вносится
Законодательным Собранием
Иркутской области
Проект № 445467-7
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500; 2009, № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; 2011, № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; 2013, № 26, ст. 3207; 2014, № 45, ст. 6157; 2015, № 24, ст. 3377; 2016, № 27, ст. 4176; № 49, ст. 6844; 2018, № 9, ст. 1291) следующие изменения:
1) подпункт 4 пункта 4 статьи 45 дополнить словами «, а также неправильного указания налоговым агентом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога на доходы физических лиц за налогоплательщиков в соответствии с положениями статьи 226 настоящего Кодекса, в поручении на перечисление суммы налога кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее в настоящем Кодексе - ОКТМО), повлекшего незачисление налога в соответствующий бюджет согласно статье 226 настоящего Кодекса и Бюджетному кодексу Российской Федерации»;
2) абзац первый статьи 123 изложить в следующей редакции:
«Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, а также неправильное указание налоговым агентом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога на доходы физических лиц за налогоплательщиков в соответствии с положениями статьи 226 настоящего Кодекса, в поручении на перечисление суммы налога кода ОКТМО, повлекшее незачисление налога в соответствующий бюджет согласно статье 226 настоящего Кодекса (при отсутствии в действиях налогового агента признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса) и Бюджетному кодексу Российской Федерации,».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее даты его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части исполнения обязанности по уплате налога или сбора) (далее - законопроект) направлен на совершенствование налогового администрирования.
Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации является обеспечение справедливого и экономически обоснованного распределения налоговой базы между субъектами Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые агенты обязаны перечислять НДФЛ по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сложившаяся судебная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2009 № 14519/08, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2013 № 784/13, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2015 № 305-КГ15-157) не позволяет признать неисполненной обязанность налогового агента по уплате НДФЛ при «ошибочном» перечислении им налога в другой муниципалитет и (или) субъект Российской Федерации на основании положения пункта 4 статьи 45 НК РФ, содержащего перечень случаев, в соответствии с которыми обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной.
Предусмотренный пунктом 4 статьи 45 НК РФ перечень является исчерпывающим и не содержит такого основания для признания обязанности по уплате налога неисполненной, как неверное указание в платежных документах кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО).
Таким образом, неправильное указание в платежных документах кода ОКТМО не ведет к образованию у юридического лица недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней и штрафов по отдельно взятому обособленному подразделению в связи с необходимостью определения задолженности в целом по организации. При этом исполнение обязанности по уплате налога не ставится действующим законодательством в зависимость от правильности указания кода ОКТМО в платежном документе и не свидетельствует о неисполнении налоговым агентом его обязанности по уплате НДФЛ, в результате существенные потери несут бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Так, при осуществлении налогового администрирования УФНС России по Иркутской области выявляются многочисленные случаи, когда налоговые агенты перечисляют налог не по месту регистрации обособленных подразделений.
Министерством финансов Иркутской области также на основании данных Федерального казначейства выявляются диспропорции между отчислениями НДФЛ и других платежей в бюджет.
Только по итогам 2016 года было выявлено 703 организации, уплатившие в отсутствие отчислений НДФЛ в консолидированный бюджет обязательные платежи свыше 300 тыс. рублей. Суммарные платежи в бюджет таких компаний составили 1,9 млрд рублей.
Несомненно, не все из выявленных налоговых агентов являются нарушителями налогового законодательства - отсутствие НДФЛ связано с объективными причинами, такими как привлечение для работ подрядных организаций, сдача имущества в аренду и прочие.
Вместе с тем органами местного самоуправления выявляются случаи уплаты НДФЛ не по месту осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая сложившуюся судебную практику, налоговым органам затруднительно осуществлять привлечение обозначенных налоговых агентов к налоговой ответственности в связи с нарушениями требований статьи 226 НК РФ, в результате чего бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации продолжают нести потери по основному бюджетообразующему налогу.
В связи с этим законопроект направлен на устранение обозначенных трудностей администрирования НДФЛ в целях справедливого и экономически обоснованного распределения налоговой базы и повышения платежной дисциплины налогоплательщиков.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 45 НК РФ, регулирующей исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, дополнив подпункт 4 дополнительным основанием, в соответствии с которым обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Одновременно с этим законопроектом предлагается предусмотреть привлечение к налоговой ответственности (статья 123 НК РФ) налоговых агентов, неверно указавших ОКТМО в поручении на перечисление сумм налога.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения налогового законодательства позволят повысить налоговую дисциплину налоговых агентов в части уплаты НДФЛ и обеспечить повышение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона «О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Об отзыве на проект федерального закона № 445467-7
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации»
Рассмотрев проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Иркутской области, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять отзыв на проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
30 мая 2018 года
№ 136-п
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Республики Хакасия
от 30 мая 2018 года
№ 136-п
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 445467-7
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 445467-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Иркутской области, поддерживает его принятие.