Повестка дня: 25 июля 2018 года, 10:00
Вопрос № 3Об отзыве на проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Докладывает: Могилина Светлана Викторовна заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия – председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядкуМатериалы по рассматриваемому вопросу:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПРЕЗИДИУМ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об отзыве на проект федерального закона № 479245-7
«О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
Рассмотрев проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Воронежской областной Думой, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять отзыв на проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ___________ 2018 года
№ ___________
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Республики Хакасия
от ___ _________ 2018 года
№ __________
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 479245-7
«О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Воронежской областной Думой, поддерживает его принятие.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 02.07.2018 № 131
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
02 июля 2018 г.
91. О проекте федерального закона № 479245-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения видов договоров субъектов Российской Федерации, заключение и расторжение которых утверждается законом субъекта Российской Федерации) - вносит Воронежская областная Дума
Принято решение:
1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления до 5 августа 2018 года.
2. Комитету Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.
3. Включить указанный проект федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2018 года (сентябрь).
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации В.В. Володин
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О законодательной инициативе Воронежской областной Думы
по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения
в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Воронежская областная Дума постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (прилагается).
2. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Воронежской области, Гаврилову С.А., Журавлеву А.А., Маркову А.П., Пономареву А.Н., Ревенко Е.В., Сапрыкиной Т.В. и Чижову С.В., а также представителям в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от правительства Воронежской области Кареловой Г.Н. и от Воронежской областной Думы Лукину С.Н. поддержать указанный законопроект.
3. Назначить полномочным представителем от Воронежской областной Думы при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутата Воронежской областной Думы Буздалина В.И.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы В.И. Нетёсов
Воронеж
Парламентский центр
24 мая 2018 года
№ 1387-VI-ОД
Вносится
Воронежской областной Думой
ПРОЕКТ № 479245-7
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Статья 1
Внести в подпункт «з» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005) изменение, дополнив его словами «, за исключением гражданско-правовых договоров и иных договоров, заключаемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5
Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вносится изменение, исключающее гражданско-правовые договоры субъекта Российской Федерации и иные договоры, заключаемые в соответствии с бюджетным законодательством, из числа договоров субъекта Российской Федерации, заключение и расторжение которых утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Внесение такого изменения обусловлено необходимостью разграничить полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при заключении и расторжении договоров субъекта Российской Федерации.
В настоящее время существует проблема в понимании границ участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в заключении и расторжении договоров субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации утверждаются законом субъекта Российской Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом не конкретизируется, о каких договорах субъекта Российской Федерации идет речь. Соответственно, абсолютно все договоры, заключаемые от имени субъекта Российской Федерации, обязаны пройти процедуру утверждения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такое толкование нормы Федерального закона было поддержано и судебной практикой. Постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа соглашения и договоры, в основном гражданско- правового характера, заключенные исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, но без последующего утверждения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, неоднократно признавались ничтожными.
Несмотря на однозначность регулирования правоотношений в Федеральном законе и толкования нормы права судебными органами, существует необходимость из общей массы договоров субъектов Российской Федерации, подлежащих рассмотрению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сделать определенные исключения.
Гражданско-правовые договоры, заключаемые субъектом Российской Федерации, в которых субъект Российской Федерации выступает как равноправный участник гражданского оборота, наделенный правами юридического лица, и договоры субъекта Российской Федерации, заключаемые в соответствии с бюджетным законодательством, носящие индивидуализированный распорядительный характер (договоры об организации перевозок, договоры перевода долга, кредитные договоры, соглашения о порядке финансирования хозяйственных объектов, концессионные соглашения и т.д.), не должны утверждаться законом субъекта Российской Федерации.
Посредством заключения и расторжения таких договоров исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализуют свои полномочия. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно. Таким образом, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации не должны принимать участие в заключении и расторжении указанных видов договоров.
Сложившуюся ситуацию с утверждением законом субъекта Российской Федерации заключения и расторжения договоров субъекта Российской Федерации сами субъекты Российской Федерации пытаются решить путем принятия законов субъектов Российской Федерации о договорах и соглашениях, в которых регулируют порядок заключения, изменения, расторжения договоров, включая процедуру утверждения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Указанные законы субъектов содержат нормы о видах договоров, на которые их действие не распространяется, тем самым обходя соответствующее требование Федерального закона. Однако в случае судебного оспаривания при рассмотрении дела судами всё равно будет применяться норма Федерального закона как имеющего большую юридическую силу.
Предлагаемые изменения в статью 5 Федерального закона установят для всех субъектов Российской Федерации единые легитимные правила утверждения и расторжения договоров субъектов Российской Федерации с учетом складывающейся практики.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Об отзыве на проект федерального закона № 479245-7
«О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
Рассмотрев проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Воронежской областной Думой, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять отзыв на проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый отзыв на проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
25 июля 2018 года
№ 176-п
Приложение
к постановлению Президиума
Верховного Совета
Республики Хакасия
от 25 июля 2018 года
№ 176-п
ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 479245-7
«О внесении изменения в статью 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 479245-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Воронежской областной Думой, поддерживает его принятие.