Президиумы

Повестка дня: 03 апреля 2019 года, 10:00

Вопрос № 12

Об отзыве на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Докладывает: Молостов Евгений Викторович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по здравоохранению и социальной политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Проект постановления Президиума ВС РХ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРЕЗИДИУМ

 

Проект

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

Об отзыве на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке

данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании

утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»      

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый  отзыв на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                   В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

___ ____________ 2019 года

№ _________

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от ___ ____________ 2019 года

№ __________

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 657588-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части уточнения информации,

содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, поддерживает его принятие.

 

 

 

 

Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 11.03.2019 №178

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

"11" марта 2019 г.

46. О проекте федерального закона № 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточне­ния информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу под­пункта "6м пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с приня­тием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - вносит Правительство Российской Федерации

 

Принято решение:

1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Россий­ской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Госу­дарственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Феде­рации, Общественную палату Российской Федерации, Верховный Суд Россий­ской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управле­ние Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей до 10 апреля 2019 года.

2. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.

3. Включить указанный проект федерального закона в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2019 года (май).

 


Председатель Государственной Думы

         Федерального Собрания

          Российской Федерации                                      В.В. Володин                                     

Сопроводительное письмо

                                                                                                                                                                 Государственная Дума

                                                                                                                                                                Федерального Собрания

                                                                                                                                                                 Российской Федерации

        ПРАВИТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

        01 марта 2019 г.

         № 1846п-П8

           МОСКВА

 

О внесении проекта федерального закона

"О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации

в части уточнения информации, содержащейся

в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей,

и признании утратившим силу подпункта "б"

пункта 3 статьи 15 Федерального закона

"О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона

"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Приложение:

1. Текст законопроекта на 19 л.

2. Пояснительная записка к законопроекту на 4 л.

3. Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона, перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта, на 2 л.

4. Финансово-экономическое обоснование на 2 л.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя на 1 л.

 

        Председатель Правительства

            Российской Федерации                                        Д.Медведев

 

 

 

Проект федерального закона

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

№ 657588-7

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части уточнения информации,

содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим

силу подпункта "6м пункта 3 статьи 15 Федерального закона

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием

Федерального закона "Об информации,

информационных технологиях и о защите информации"

 

Статья 1

Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1997, №46, ст. 5243; 2008, № 17, ст. 1756; 2012, № 47, ст. 6394; 2013, № 27, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 22) следующие изменения:

1)  пункт 5 статьи 70 после слов "из этого решения суда" дополнить словами "в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и";

2)  пункт 5 статьи 72 после слов "из такого решения суда" дополнить словами "в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и";

3)  пункт 6 статьи 73 после слов "из такого решения суда" дополнить словами "в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и";

4)  пункт 3 статьи 76 после слов "из такого решения суда" дополнить словами "в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и";

5)  абзац второй пункта 3 статьи 140 после слов "из этого решения суда" дополнить словами "в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №17, ст. 1643; 2009, №1, ст. 21; 2011, №29, ст. 4291; №30, ст. 4596; №49, ст. 7056; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3459) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции: "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), и информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также предоставления документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства;";

б) абзац третий дополнить словами о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине;";

в)  абзац четвертый дополнить словами ", о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине;";

2) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"осуществление учета граждан, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.";

3) в статье 4:

а) абзацы второй - четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, и ее программно-технического обеспечения (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о детях;

использование информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них

законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, исключительно для целей формирования и использования государственного банка данных о детях;

полнота и достоверность документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине;";

б) пункт 3 признать утратившим силу;

4) в статье 5:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Предоставление сведений для формирования государственного банка данных о детях";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в сроки, установленные статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, а сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.

Направление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, органами опеки и попечительства региональному оператору для учета в региональном банке данных о детях может осуществляться на бумажном носителе либо в электронном виде с использованием информационных технологий государственного банка данных о детях или Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

в) дополнить пунктом 11 следующего содержания: "11. Для формирования регионального банка данных о детях орган опеки и попечительства осуществляет запрос сведений, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 6, пункте 3 статьи 71 настоящего

Федерального закона, в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, органах внутренних дел, в том числе в электронной форме с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

г) пункт 2 дополнить словами ", а также о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине";

д) в пункте 3 слова "Органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи" заменить словами "Органы и организации, указанные в пунктах 1,11 и 2 настоящей статьи";

5)  в статье 6:

а) в подпункте 1 пункта 2 после слов "дата и место рождения," дополнить словами "страховой номер индивидуального лицевого счета,";

6)  в подпункте 11 слова "граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" исключить;

в) дополнить подпунктами 111 и 112 следующего содержания:

"111) информация об образовании ребенка, оставшегося без попечения родителей;

 11 2) информация о трудоустройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей;

6)  в подпункте 1 пункта 3 статьи 7:

после слов "дата и место рождения," дополнить словами "страховой номер индивидуального лицевого счета,";

после слов "номер контактного телефона" дополнить словами "(при наличии)";

7)  дополнить статьей 71 следующего содержания:

"Статья 71. Документированная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине

1. Документированная информация (анкета) о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, создается в целях учета сведений о таких гражданах в государственном банке данных о детях и недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам.

2. Документирование информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, осуществляется на основании выписки из решений суда о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах, об отмене усыновления (удочерения) по вине усыновителя либо на основании акта органа опеки и попечительства об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей.

При документировании информации о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, орган опеки и попечительства обязан в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставить гражданину информацию о перечне документированной информации о нем, об основаниях и целях документирования этой информации, о порядке ее использования, а также о порядке прекращения учета сведений о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, в государственном банке данных о детях.

З.В анкету гражданина, лишенного родительских прав или ограниченного в родительских правах, гражданина, отстраненного от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывшего усыновителя, если усыновление отменено судом по его вине, включается следующая информация:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона (при наличии), реквизиты документа, подтверждающего смену фамилии, имени или отчества (при наличии), и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) реквизиты решения суда о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах, в том числе срок ограничения (при наличии), реквизиты решения суда об отмене усыновления, реквизиты акта органа опеки и попечительства об отстранении гражданина от обязанностей опекуна (попечителя);

3) информация о количестве детей, в отношении которых приняты решения о лишении (ограничении) родительских прав, об отмене усыновления либо отстранении опекуна (попечителя), их фамилии, имена, отчества (при наличии), а также (при наличии) реквизиты свидетельств о рождении или документов, удостоверяющих личность указанных детей;

4) информация о прекращении (с указанием реквизитов документов, указанных в части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона) учета сведений о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине.

Региональный оператор при получении сведений из органа опеки и попечительства о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, в течение трех дней размещает документированную информацию об указанном гражданине в государственном банке данных о детях.

Размещение документированной информации о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, в государственном банке данных о детях может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.";

8) в статье 8:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

" 1. Анкета ребенка, анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, анкета гражданина, лишенного родительских прав или ограниченного в родительских правах, гражданина, отстраненного от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывшего усыновителя, если усыновление отменено судом по его вине, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, определяется статьей 11 настоящего Федерального закона.";

в) абзац третий пункта 2 после слов "такая информация, как" дополнить словом "имя,";

9) в статье 9:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Прекращение учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине";

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Основанием прекращения учета сведений о гражданине, лишенном родительских прав или ограниченном в родительских правах, о гражданине, отстраненном от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, о бывшем усыновителе, если усыновление отменено судом по его вине, в государственном банке данных о детях является:

1) отмена органом опеки и попечительства акта об отстранении гражданина от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

2) решение суда о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав либо об изменении решения суда в отношении причин отмены усыновления;

3) отмена решения суда о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об отмене усыновления;

4) решение суда о признании незаконным акта органа опеки и попечительства об отстранении гражданина от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей.

В случае, если гражданин лишен родительских прав или ограничен в родительских правах, отстранен от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей или если усыновление отменено судом по вине усыновителя в отношении нескольких детей, то учет сведений о таком гражданине прекращается при наличии оснований для прекращения учета сведений о нем в отношении всех детей.";

10) пункт 2 статьи 10 дополнить предложением следующего содержания:

"Гражданам, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах, гражданам, отстраненным от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшим усыновителям, если усыновление отменено судом по их вине, информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.";

11) в статье 11:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине";

б) в пункте 1:

в абзаце втором слова "указанных граждан" заменить словами "граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи,";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Гражданам, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах, гражданам, отстраненным от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшим усыновителям, если усыновление отменено судом по их вине, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Региональные операторы и федеральный оператор обязаны предоставлять конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, в суд, органы прокуратуры, органы дознания или следствия, органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации по их запросам.".

Статья 3

Подпункт "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 29, ст. 4291) признать утратившим силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

      Президент

Российской Федерации

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части уточнения

информации, содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

связи с принятием Федерального закона "Об информации,

информационных технологиях и о защите информации"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. № Пр-913 о создании федерального реестра недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав. Предлагаемые изменения направлены на расширение целей формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных).

Согласно статьям 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) граждане, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине, не могут усыновить ребенка либо быть назначены опекунами (попечителями).

В 2016 году 33 979 родителей были лишены родительских прав, 8165 родителей были ограничены в родительских правах, принято 852 решения об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей и об отмене усыновления по вине усыновителя.

В рамках анализа практики правоприменения выявлены случаи передачи детей под опеку (попечительство), на усыновление указанным лицам. Причиной наличия данных случаев является отсутствие порядка взаимного обмена сведениями о таких лицах между компетентными органами.

В связи с тем, что функции по опеке и попечительству за последние 50 лет в большинстве субъектов Российской Федерации неоднократно передавались различным органам власти, и что есть различное правовое регулирование порядка учета и хранения документов, большинство органов опеки и попечительства не может подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях об отмене опеки (попечительства). Кроме того, документы на бумажных носителях со временем не поддаются идентификации ввиду их старения и разрушения.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о банке данных о детях) в части создания реестра лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей или в отношении которых отменено усыновление по вине усыновителя, и включения данного реестра в банк данных. Указанные категории лиц установлены в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. № Пр-913.

Законопроектом устанавливаются перечень персональных данных лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями по указанным основаниям, сроки внесения информации о них в банк данных, а также основания прекращения учета.

Семейный кодекс к таким лицам не относит лиц, в отношении которых, например, судом вынесено решение об отмене ограничения в родительских правах, или лиц, восстановленных в родительских правах, в связи с чем не имеется оснований для внесения указанных граждан в банк данных.

Вместе с тем полнота сведений о лицах, претендующих на воспитание ребенка, в ряде случаев может иметь значение для правильного разрешения вопроса об усыновлении указанными лицами ребенка или о назначении их опекунами или попечителями. В связи с этим законопроектом предусматривается, что в анкету лица, которое не может быть усыновителем, опекуном, попечителем в связи с лишением его родительских прав или отстранением от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей или отменой усыновления по вине усыновителя, включается информация о прекращении учета сведений о таких лицах с указанием реквизитов документов, подтверждающих отмену ранее принятых решений в отношении данных граждан, например, о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах, об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей.

Согласно Семейному кодексу выписка из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния.

Законопроектом предполагается внести изменения в Семейный кодекс в части возложения обязанности на суд по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах, отмене усыновления также в орган опеки и попечительства, что в свою очередь позволит органам опеки и попечительства вести учет таких лиц посредством внесения указанной информации в банк данных.

Сведения об иных основаниях, указанных в статьях 127 и 146 Семейного кодекса, по которым граждане не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, уполномоченными органами могут быть получены из уже существующих баз данных.

Предлагаемые законопроектом изменения обеспечат исключение передачи детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями, что отвечает интересам детей.

Кроме того, законопроектом расширяется перечень информации, содержащейся в банке данных в анкете ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка).

В настоящее время в соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 101, в анкете ребенка, в разделе "Защита прав ребенка" имеются поля, в которые может вноситься, в частности, информация об образовании, трудоустройстве ребенка в свободной форме, однако данные сведения вносятся в анкету ребенка только при наличии у органа опеки и попечительства указанной информации. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует требование к обязательному сбору и обработке таких сведений.

В связи с этим законопроектом в анкету ребенка предлагается включить указанную информацию.

Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 г. Данный срок обусловлен необходимостью развития и модернизации банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Модернизация банка данных позволит в режиме бесперебойного функционирования существующей системы ввести в эксплуатацию дополнительный модуль, который позволит осуществлять учет лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.

Кроме того, в целях приведения Закона о банке данных о детях в части регистрации банка данных в соответствие с требованиями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 4 Закона о банке данных и подпункт "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Финансово-экономическое обоснование

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части уточнения

информации, содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона "Об информации,

информационных технологиях и о защите информации"

 

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования для обеспечения технической поддержки, научно-методического и информационно-аналитического сопровождения, а также модернизацию автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ежегодно предусматриваются в рамках финансирования деятельности Минпросвещения России.

В 2018 году разработано программное обеспечение нового модуля, позволяющего вести реестр граждан, относящихся к категории лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине, и проведено тестирование указанного модуля.

Общая стоимость работ в 2018 году составила 29 400 тыс. рублей.

Размер средств, необходимых для сопровождения автоматизированной информационной системы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году составляет 12 038,4 тыс. рублей, для доработки и ввода в постоянную эксплуатацию нового модуля - 18 171,6 тыс. рублей.

Все виды работ, связанные с сопровождением, обеспечением безопасности, вводом в постоянную эксплуатацию нового модуля будут осуществляться также за счет средств, ежегодно предусмотренных Минпросвещения России на осуществление деятельности.

Передача программного обеспечения указанной информационной системы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству, будет осуществляться на безвозмездной основе.

Выделение дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации не требуется.

Перечень федеральных законов

ПЕРЕЧЕНЬ

 

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта

федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части уточнения

информации, содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта "6м пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона "Об информации,

информационных технологиях и о защите информации"

 

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов

ПЕРЕЧЕНЬ

 

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации и федеральных органов

исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,

приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта

федерального закона "О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в части уточнения

информации, содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона "Об информации,

информационных технологиях и о защите информации"

 

Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребует внесения изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. №101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2015 г., регистрационный № 36498).

Обоснование необходимости подготовки - установление единого порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях в связи с уточнением перечня сведений, содержащихся в государственном банке данных о детях, предлагаемого проектом федерального закона.

Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.

Ответственный исполнитель - Министерство просвещения Российской Федерации.

Распоряжение Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 февраля 2019 г. № 298-р

МОСКВА

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".


2. Назначить заместителя Министра просвещения Российской Федерации Синюгину Татьяну Юрьевну официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 

 

       Председатель Правительства

            Российской Федерации                                                Д.Медведев

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 03.04.2019 № 119-п

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

Об отзыве на проект федерального закона № 657588-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части уточнения информации,

содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях

и о защите информации»

 

Рассмотрев проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия»      

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Принять отзыв на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Направить настоящее Постановление и прилагаемый  отзыв на проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель

Верховного Совета

Республики Хакасия                                                                В.Н. Штыгашев

 

г. Абакан

03 апреля 2019 года

№ 119-п

 

Приложение

к постановлению Президиума

Верховного Совета

Республики Хакасия

от 03 апреля 2019 года

№ 119-п

 

 

ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 657588-7

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части уточнения информации,

содержащейся в государственном банке данных о детях,

оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу

подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях

и о защите информации»

 

Президиум Верховного Совета Республики Хакасия, рассмотрев проект федерального закона № 657588-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, поддерживает его принятие.