18-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 18Об отчете Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год
Докладывает: Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики ХакасияМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Об отчете Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства
Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства
Республики Хакасия за 2019 год
Заслушав отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год (далее - отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия) принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Республики Хакасия:
1) принять меры:
а) по скорейшему регулированию межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Республики Хакасия и бюджетами муниципального образования Ширинский район и муниципального образования Аскизский район;
б) по сдерживанию роста тарифов на электроэнергию в регионе и снижению негативного влияния, которое оказывает рост тарифов, на деятельность малого и среднего бизнеса;
в) по погашению кредиторской задолженности муниципальных образований Республики Хакасия;
г) по стимулированию развития несырьевых отраслей экономики в Республике Хакасия (обрабатывающих отраслей промышленности, строительства, связи, сферы услуг);
д) направленные на увеличение налоговых и иных платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия, местные бюджеты от предприятий сырьевых и несырьевых отраслей экономики;
е) направленные на привлечение инвесторов для развития Республики Хакасия;
ж) по увеличению объема средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе за счет дополнительных доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
з) по оптимизации кадровой политики в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия, в том числе в части расходования средств республиканского бюджета Республики Хакасия на выплаты чиновникам Правительства Республики Хакасия «золотых парашютов»;
и) по развитию и созданию новых особо охраняемых природных территорий в Республике Хакасия с целью сохранения живой природы и развития туризма, в том числе по созданию природного заказника «Озера Кайбальской степи»;
к) по активизации работы по реализации плана строительства автомобильной дороги Абакан – Ортон – Таштагол;
2) продолжить работу:
а) по оказанию содействия органам местного самоуправления в Республике Хакасия в организации работы по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, оказанию комплексной поддержки развития предпринимательской инициативы на территориях муниципальных образований Республики Хакасия;
б) по осуществлению контроля за реализацией национальных проектов в Республике Хакасия;
в) по реализации проекта «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей г. Черногорска с подключением тепловых нагрузок г. Черногорска, рп. Усть-Абакан, с. Калинино, п. Рассвет, с. Зеленое».
3) выработать комплекс мер:
а) по повышению качества подготовки к отопительному сезону (осень 2020 года – весна 2021 года) в муниципальных образованиях Республики Хакасия;
б) по повышению эффективности использования имущественного комплекса, находящегося в республиканской и муниципальной собственности;
в) направленных на улучшение экологической ситуации в Республике Хакасия;
г) по своевременному финансированию и соблюдению сроков исполнения мероприятий по сохранению и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», в соответствии с Законом Республики Хакасия от 20 декабря 2019 года № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
д) направленных на усиление контроля за деятельностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. Опубликовать настоящее Постановление и отчет Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в республиканской газете «Хакасия» в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Ю.А. Шпигальских.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
27 мая 2020 года
№ 539-18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Об утверждении перечня вопросов
Верховного Совета Республики Хакасия
о деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год
Рассмотрев перечень вопросов Верховного Совета Республики Хакасия о деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год, сформированный комиссией Верховного Совета Республики Хакасия по Регламенту, в соответствии со статьей 8510 Регламента Верховного Совета Республики Хакасия
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить перечень вопросов Верховного Совета Республики Хакасия о деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Направить настоящее Постановление Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для подготовки ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
08 апреля 2020 года
№ 116-п
ДОКЛАД ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И ЕЁ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ЗА 2019 ГОД
В 2019 году Правительством Республики Хакасия продолжена работа по повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды региона.
Последовательная реализация политики улучшения инвестиционного климата Республики Хакасия в 2019 году позволила выстроить партнерские отношения между Правительством Республики Хакасия и крупными налогоплательщиками в части привлечения внебюджетного финансирования на мероприятия социальной направленности, что в свою очередь способствовало эффективности использования средств республиканского бюджета.
На развитие экономики и социальной сферы республики организациями всех форм собственности в 2019 году за счёт всех источников финансирования было использовано 34,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (ИФО 94% к уровню 2018 года), в том числе бюджетных средств направлено 4,0 млрд. рублей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
1) Энергообеспеченность
Саяно-Шушенская ГЭС является самым мощным источником электроэнергии в ЕЭС России, покрывающая сезонные и суточные колебания потребления электрической энергии (мощности), и одной из самых крупных в мире (9-е место в списке самых мощных ГЭС мира). Установленная мощность Саяно-Шушенской ГЭС – 6400 МВт.
Энергоснабжение региона является централизованным и охватывает практически всю территорию (Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС и три электроцентрали: Абаканская, Абазинская и Сорская, а также Абаканская солнечная электростанция).
В рейтинге регионов и по уровню энергодостаточности Хакасия занимает 11-е место по России.
Абаканская ТЭЦ является угольной тепловой электроцентралью, расположенной в Республике Хакасия в городе Абакан. Станция обеспечивает теплом более 90% потребителей жилищно-коммунального сектора Абакана, а также крупные промышленные предприятия.
Абаканская солнечная электростанция введена в промышленную эксплуатацию мощностью 5,2 МВт.
2) Минерально-сырьевой потенциал
Горнодобывающая промышленность является одной из базовых отраслей экономики Республики Хакасия. В республике выявлен и оценен значительный по разнообразию и объему минерально-сырьевой комплекс, состоящий более чем из 20 видов минерального сырья, общим числом свыше 300 месторождений и перспективных проявлений полезных ископаемых.
В разведанных месторождениях Хакасии сосредоточено (от запасов Российской Федерации): угля – 3,5%, молибдена – 23,6%, железных руд – 1%, золота – 1%, барита – 27%, бентонитовых глин – 6,5%, облицовочных камней – 13%.
Запасы железных руд на территории Республики Хакасия сконцентрированы в 8 месторождениях магнетитовых руд: Абаканское, Тейское, Абагасское, Ельгентагское, Изыхгольское, Анзасское, Волковское, Самсон. Ведущее предприятие, добывающее и обрабатывающее железную руду, – ООО «Абаканский рудник».
Запасы молибдена сосредоточены в трех месторождениях: Сорском, Агаскырском, Ипчульском. Месторождения являются крупными по запасам.
Запасы природных облицовочных камней сосредоточены в Кибик-Кордонском, Изасском месторождениях мраморов, Каратагском месторождении габбро и Высокогорном месторождении гранитов. Суммарные запасы месторождений – 76 млн. м3.
3) Металлургия
В связи с наличием резерва электроэнергии и близостью к источникам электроэнергии Саяно-Шушенского каскада планируется дальнейшее развитие Саяногорского алюминиевого завода с ростом технико-экономических показателей, увеличением объемов производства цилиндрических слитков, увеличением выпуска литейных сплавов.
В рамках реализации комплексного проекта «Енисейская Сибирь» предполагается создание новых предприятий высоких переделов алюминия, что позволит создать до 1,2 тыс. новых рабочих мест и увеличить объемы переработки, потребления алюминия до 140 тыс. тонн в год. Данный проект планируется реализовать на базе действующих предприятий Объединенной компании РУСАЛ
(АО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» и АО «РУСАЛ САЯНАЛ») с привлечением сателлитов, которые позволят обеспечивать деятельность предприятий.
В рамках межрегионального проекта сформируются составляющие по выпуску проката для авиации и судостроения, комплектующие для автомобилестроения, продукции для кабельной промышленности и строительной отрасли, упаковки, товаров народного потребления.
Кроме того, на территории республики осуществляют деятельность
ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» и ООО «Сорский ферромолибденовый завод», которые находятся под управлением АО «УК «Союзметаллресурс». Сорский производственный комплекс является единственным крупнейшим производителем ферромолибдена в России с законченным циклом производства от добычи до получения продукции.
Производство ферромолибдена имеет стратегическое значение для нашей страны. Ферромолибден применяется в качестве легирующих добавок в материалах, используемых в производстве стальных изделий для оборонной промышленности, машиностроения и строительства.
4) Транспортная инфраструктура
Хакасия обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, которая представлена железнодорожным, воздушным (аэропорт международного значения), автомобильным транспортом.
Важнейшим элементом авиатранспортной инфраструктуры Республики Хакасия является международный аэропорт «Абакан», обслуживающий население Республики Хакасия, южных районов Красноярского края и Республики Тыва.
Ведущим видом транспорта является железнодорожный. На его долю приходится 99% грузооборота республики. Железнодорожным сообщением охвачено 33 населённых пункта Республики Хакасия, эксплуатируется 43 железнодорожные станции, действуют 5 железнодорожных вокзалов. Плотность железнодорожных путей общего пользования Республики Хакасия составляет 10 км на 1000 км2 (средняя плотность по РФ 5 км на 1000 км2).
5) Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в Республике Хакасия традиционно является одной из ведущих отраслей экономики. Богатый природно-ресурсный потенциал, земля – это главное средство производства. Из 1920,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции используется 1509,1 тыс. га или 78,6%. В структуре сельскохозяйственных угодий, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, 49,7% занимают кормовые угодья, 38,4% – пашня.
В настоящее время площадь используемых земель составляет 57%. Территория Республики Хакасия обладает достаточными по площади ресурсами земель, которые могут быть вовлечены в оборот.
6) Природно-ресурсный потенциал
Одной из примечательных особенностей территории республики являются относительно комфортные для Сибири климатические условия, наличие большого количества минеральных озер и грязей, подземных минеральных вод, что наряду с другими факторами определяет высокий природно-рекреационный потенциал региона.
Особо охраняемые природные территории занимают 7,6% площади республики. Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга. Республика располагает значительными ресурсами пресных подземных и поверхностных вод. Основная водная артерия – река Енисей. Общая площадь лесного фонда составляет 65% всей территории республики. Особую ценность в республике представляют кедровые леса, которые составляют 29% общего лесного фонда. Республика Хакасия богата природными лечебными ресурсами – подземными минеральными водами, водами озер, содержащимися в озерах лечебными минеральными грязями. Горы занимают две трети территории республики.
7) Этнокультурный потенциал
Хакасия - один из немногочисленных регионов на Земле, территория которого практически полностью состоит из культурных ландшафтов. Особую ценность представляют археологические объекты - курганные могильники, древние поселения, крепости, каменные изваяния и наскальные рисунки. Специалисты называют Хакасию «археологической Меккой». Многие памятники имеют общероссийскую и мировую известность и значимость, такие как Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог, Копенский и Уйбатский чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, дворец Ли Лина, горная гряда Сундуки и другие. В республике создана сеть музеев под открытым небом.
На территории Республики Хакасия находятся более 30 тысяч различных памятников с древней и современной историей, общемировой культурной ценностью. В регионе сохранились руины древних сооружений, масштабных цитаделей, курганные захоронения, могильники.
Огромный интерес ученых и туристов вызывают наскальные рисунки, различные археологические находки, каменные скульптуры.
8) Инвестиционная инфраструктура
Одним из инструментов стимулирования производственной деятельности, рационального использования научно-промышленного потенциала, земельных, природных и трудовых ресурсов региона является создание индустриальных парков.
На сегодняшний день создание индустриальных парков – это оптимальный способ привлечения в регион инвестиций. Инвестору предлагают не просто промышленную площадку, а площадку, изначально ориентированную на развитие определённого производства.
В настоящее время на территории Республики Хакасия для размещения новых производственных объектов создан промышленный парк «Черногорский».
В целях обеспечения потенциальных инвесторов информацией о свободных земельных ресурсах перспективного использования Правительством Республики Хакасия осуществляется работа по актуализации инвестиционных площадок в разрезе муниципальных образований.
Перечень инвестиционных площадок размещен и на постоянной основе актуализируется на Инвестиционном портале Республики Хакасия.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩИХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
По итогам 2019 года наблюдалась положительная динамика развития отдельных отраслей экономики республики. Индекс промышленного производства вырос на 8,8% против 7,2% в 2018 году, главным образом, за счет существенного увеличения в обрабатывающих производствах (на 18,1%) и добыче полезных ископаемых (на 8,4%). Также положительные значения зафиксированы в обороте розничной торговли, предоставлении платных услуг, строительстве жилых домов.
В республике наблюдается положительная динамика добыче полезных ископаемых, так в 2019 году угля добыто на 12,1% больше, чем в прошлом году, песка природного – на 23,6%, глины – на 26,5%.
В отчетном году предприятия обрабатывающей промышленности демонстрировали уверенные темпы роста, которые по итогам года составили 118,1% к 2018 году.
Значительный прирост выпуска продукции отмечен в производстве пищевых продуктов (на 4,3% относительно 2018 года), что связано с наращиванием объемов переработки и консервирования мяса и мясной пищевой продукции, в том числе новым заводом ООО «Хакасская баранина» (на 58,9%); прочей неметаллической минеральной продукции (на 59,3%) вследствие увеличения выпуска блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня (на 26,5%); деятельности полиграфической и копирования носителей информации (на 43,4%) из-за роста объема предоставленных услуг в полиграфической деятельности.
В республике по итогам 2019 года сельхозпроизводителями произведено продукции в действующих ценах (по предварительной оценке) на 13966 млн рублей, или 99,5% к 2018 году.
В хозяйствах всех категорий намолочено 141,3 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы), что на 42,1% больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Картофеля накопано 75,5 тыс. тонн (83,2% к 2018 году), овощей открытого и защищенного грунта собрано 43,1 тыс. тонн (100,6%). Основная часть зерновых и зернобобовых культур выращена в сельскохозяйственных организациях (62,8% от общего объема), картофеля и овощей – в хозяйствах населения (90,7% и 81,7% соответственно).
В 2019 году по сравнению с 2018 годом в хозяйствах всех категорий в структуре производства скота и птицы на убой (в живом весе) отмечалось снижение на 5,4%, из него крупного рогатого скота – на 1,8%, свиней – на16,3%, овцы и козы – на 0,2%, птицы – на 5,4%.
На конец декабря 2019 года в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 173,8 тыс. голов, что выше на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В 2019 году объем работ и услуг по виду деятельности «Строительство» выполнен на 14,5 млрд рублей, что ниже 2018 года на 12,4%.
Основное влияние на отрицательную динамику в строительной сфере оказали крупные и средние организации по производству прочих строительно-монтажных работ, строительных специализированных прочих, не включенных в другие группировки, строительству жилых и нежилых зданий на 40,8%, 30,7% и 21,1% соответственно относительно 2018 года.
В 2019 году объем жилищного строительства (без учета жилых домов на участках для ведения садоводства) вырос относительно 2018 года на 28,1% и составил 241,0 тыс. кв. м. Общая площадь жилых помещений в построенных индивидуальными застройщиками жилых домах составила 136,2 тыс. кв. м или 56,4% общего объема жилья, введенного в 2019 году, что на 20,7% выше в сравнении с 2018 годом.
СВЕДЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРАХ
Уровень жизни населения
В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения республики составили 22678,3 рубля и по отношению к 2018 году увеличились на 5,1%, реальные денежные доходы снизились на 0,4%.
В январе-декабре 2019 года в номинальном выражении средняя заработная плата составила 40298,4 рубля и выросла на 5,3% к январю-декабрю 2018 года, при этом в реальном выражении наблюдалось небольшое снижение до 99,9%. Наиболее высокие темпы роста оплаты труда отмечены в строительстве и торговле оптовой и розничной (109,0% к 2018 году), добыче полезных ископаемых (108,7%), деятельность финансовая и страховая (107,9%).
Труд и занятость
Итоги выборочного обследования в 2019 году свидетельствуют о снижении численности рабочей силы в возрасте 15 лет и старше на 3,8% и занятых в экономике – на 4,6% к соответствующему периоду 2018 года.
Численность занятых в экономике сократилась на 4,6% и составила 231,1 тыс. человек (уровень участия в рабочей силе – 57,8%).
Уровень общей безработицы вырос до 6% (2018 год – 5,2%), при этом остается значительно выше в сельской местности (8,5%), чем среди городского населения (5,1%).
На конец декабря 2019 года численность незанятых граждан, обратившихся за содействием в поисках подходящей работы и зарегистрированных в органах службы занятости, составила 3,7 тыс. человек, из них 3,5 тыс. человек имели статус безработного, в том числе 2,7 тыс. человек получали пособие по безработице.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в процентах от численности рабочей силы на конец декабря 2019 года составил 1,4%.
СВЕДЕНИЯ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Совершенствование регионального инвестиционного законодательства является одним из наиболее эффективных и быстрых способов повышения инвестиционной привлекательности региона.
На территории Республики Хакасия действуют следующие нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную сферу и направленные на поддержку инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата в Республике Хакасия:
Малое и среднее предпринимательство
Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 87-ЗРХ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 18.06.2019 № 301 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства на 2019 год» (ред. 16.12.2019)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530
«Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» (ред. от 30.12.2019)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36
«О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016
№ 530 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия»
Приказ Министерства экономики Республики Хакасия от 24.04.2017 № 050-36-п «Об утверждении положения по отбору муниципальных образований Республики Хакасия для предоставления субсидии на поддержку мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства»
Постановление Правительства Республики Хакасия 10.11.2009 № 497
«О координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» (ред. от 09.12.2019)
Приказ Министерства экономики Республики Хакасия от 24.04.2017
№ 050-35-п «О создании Комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных образований для предоставления субсидий (грантов)»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.04.2005 № 124
«О проведении мониторинга малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» (ред. 27.12.2017)
Капитальные вложения
Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 85-ЗРХ «Об инвестиционной деятельности в Республике Хакасия»
Закон Республики Хакасия от 28.11.2019 № 79-ЗРХ «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.09.2017 № 495 «Об утверждении Порядка проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия, направляемых на капитальные вложения» (ред. от 26.07.2019)
Промышленность
Закон Республики Хакасия от 10.04.2017 № 11 – ЗРХ «О промышленной политике в Республике Хакасия» (ред. от 10.06.2019)
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 15.11.2017 № 164-п «Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017 - 2030 годы»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 531 «Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ред. от 30.12.2019)
Сельское хозяйство
Постановление Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы» (ред. от 30.12.2019)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 18.01.2018 № 13 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия» (ред. от 04.03.2020)
Постановление Республики Хакасия от 16.04.2019 № 156 «Об утверждении порядка предоставления в 2019 году субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 08.04.2016 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса» (ред. от 11.12.2017)
Туризм
Закон Республики Хакасия от 29.11.1999 № 69 «О туристской деятельности на территории Республики Хакасия» (ред. от 12.04.2019)
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 07.02.2017 № 18-п «О Концепции развития туризма на период до 2020 года»
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 24.03.2015 № 28-п «О создании Координационного совета по развитию детского и молодежного туризма в Республике Хакасия» (ред. от 05.04.2019)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 558 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия)» (ред. от 30.12.2019)
Приказ Минкультуры Республики Хакасия от 29.08.2017 № 176 «О комиссии по проверке отчетов субъектов туристской индустрии - получателей субсидий (грантов)»
ТОСЭР
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2017 № 870 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Абаза»
Приказ Минэкономразвития Республики Хакасия от 23.10.2017 № 050-88-п «Об утверждении Порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Республики Хакасия»
Приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 27.10.2017 № 050-91п «Об утверждении состава Комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования город Абаза Республики Хакасия»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.09.2017 № 501 «Об определении исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, уполномоченного на заключение соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Республики Хакасия»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 09.11.2015 № 578 (ред. от 27.12.2017) «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Хакасия на осуществление взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации по ведению реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития»
Государственно-частное партнёрство
Постановление Правительства Республики Хакасия от 05.06.2017 № 277 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия при принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства» (ред. от 21.11.2018)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 03.04.2018 № 133 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в сфере концессионных отношений» (в ред. от 24.01.2020)
Налоги
Закон Республики Хакасия от 16.11.2009 № 123-ЗРХ «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения» (ред. от 07.10.2019)
Закон Республики Хакасия от 27.09.2011 № 68-ЗРХ «О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков» (ред. от 28.11.2019)
Закон Республики Хакасия от 25.11.2002 № 66 «О транспортном налоге» (ред. от 28.11.2019)
Закон Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на имущество организаций» (ред. от 28.11.2019)
Закон Республики Хакасия от 05.10.2012 № 90-ЗРХ «О патентной системе налогообложения и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Хакасия о налогах» (ред. от 06.03.2020)
Иное
Распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.05.2016 № 66-рп «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты), способствующих повышению показателей Республики Хакасия в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации» (ред. от 23.09.2019)
Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 26.03.2019 № 38-п «О реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» (ред. от 17.07.2019, от 05.09.2019)
Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.12.2017 № 625 «О функционировании Инвестиционного портала Республики Хакасия» (ред. от 27.08.2018)
Постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.05.2012 № 22-ПП «О создании Совета развития Республики Хакасия» (ред. от 30.10.2019)
Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года»
Приказ Минэкономразвития Хакасии от 11.10.2017 № 050-74-х «Об утверждении Порядка оказания консультационных услуг субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности с использованием средств обмена информацией в режиме реального времени»
Приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 10.09.2019 № 050-44-п «Об утверждении Порядка ведения реестра инвестиционных проектов, получивших положительное заключение»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 № 763 «Об утверждении схемы территориального планирования Республики Хакасия» (ред. от 03.03.2017)
Закон Республики Хакасия от 14.07.2017 № 56-ЗРХ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» (ред. от 30.10.2018)
СВЕДЕНИЯ ОБ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Инвестиционная политика в Республике Хакасия направлена на привлечение инвестиций в экономику республики, их концентрации на приоритетных направлениях социально-экономического развития, эффективного целевого использования, а также на предоставление мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Созданы инструменты реализации инвестиционной политики в регионе, направленные на привлечение, развитие и поддержку субъектов инвестиционной деятельности – региональные институты развития.
В целях обеспечения благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата региона Правительством Республики Хакасия принимаются меры по организации системной работы по улучшению состояния инвестиционного климата в регионе.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25.04.2019 № 193 Минэкономразвития России рекомендовано всем субъектам Российской Федерации разработать мероприятия, направленные на выработку дополнительных мер по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал по экономике в целом и по видам экономической деятельности.
В январе-декабре 2019 года в экономику региона вложено 34,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 0,4 млрд рублей (1,2%) больше, чем за 2018 год (34,3 млрд рублей).
В связи с монопродуктовой непрогрессивной структурой экономики нашего региона в структуре инвестиций обычно превалирует доля инвестиций, приходящаяся на добычу полезных ископаемых (около 30%), обеспечение электрической энергией (около 10%), транспортировку и хранение (порядка 30%).
Учитывая тот факт, что результаты Национального рейтинга складываются по результатам статистических данных (30%), опросов экспертов и респондентов (70%), которыми являются субъекты предпринимательского сообщества республики, Правительством Республики Хакасия уделяется особое внимание к созданию благоприятной среды ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия.
С учетом рекомендаций АНО «АСИ», а также успешной практики
регионов – лидеров Национального рейтинга, разработана и внедрена «дорожная карта», включающая мероприятия, способствующие повышению значений показателей Республики Хакасия в Национальном рейтинге с указанием целевых ориентиров по их достижению.
Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь»
В рамках исполнения Плана мероприятий по реализации инвестиционных проектов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 571-р, утверждены перечень инвестиционных проектов и план мероприятий по реализации инвестиционных проектов, реализуемых в составе комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» (далее – КИП «Енисейская Сибирь»).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 26.03.2019
№ 38-п «О реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», которое включает план мероприятий по реализации КИП «Енисейская Сибирь», а также состав и положение о межведомственной рабочей группе по вопросам реализации КИП «Енисейская Сибирь» на территории Республики Хакасия.
На территории Республики Хакасия в рамках КИП «Енисейская Сибирь» планируется реализация инвестиционных проектов с объемом инвестиций более
249 млрд рублей.
Реализация инвестиционных проектов планируется не только в добывающей отрасли, в сфере развития транспортной инфраструктуры, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, но и других отраслях экономики региона, что позволит до 2029 года создать около 7 700 рабочих мест.
В течение 2019 года состоялось 7 заседаний межведомственной рабочей группы по вопросам реализации КИП «Енисейская Сибирь» на территории Республики Хакасия, где было рассмотрено 10 проектов.
Также ведется работа по включению новых проектов в КИП «Енисейская Сибирь», реализуемых на территории Республики Хакасия.
Для включения в КИП «Енисейская Сибирь» в сентябре 2019 года были направлены следующие проекты:
- Расширение и модернизация производства с целью увеличения объемов выпуска бентонитовых глинопорошков и бентонитовых гранул (ООО «Бентонит Хакасии»);
- Создание логистического центра и производственных мощностей по переработке и дальнейшему экспорту рапса (сельскохозяйственный (сбытовой) потребительский кооператив «Знаменский»);
- Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей г. Черногорск с подключением тепловых нагрузок г. Черногорск, рп. Усть-Абакан, с. Калинино, п. Расцвет, с. Зеленое (АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13).
В настоящее время на федеральном уровне готовится проект внесения изменений в Распоряжение № 571-р.
Стратегия Ангаро-Енисейского макрорегиона
Пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 6-8 июня 2019 г. от 02.07.2019 № Пр-1186 Правительству Российской Федерации в целях ускоренного развития научного и промышленного потенциала Сибири поручено подготовить и представить предложения по опережающему развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона, включая проекты соответствующих нормативных правовых актов.
Правительством Республики Хакасия письмом от 31.07.2019 № ВК-М-1719 были направлены предложения по развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона, включающие реализацию следующих мероприятий:
1) разработка Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и плана по ее реализации;
2) разработка государственной программы Российской Федерации по развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона;
3) создание системы управления по опережающему развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона.
Письмом от 29.08.2019 № 050-5/3121 в Минэкономразвития России были направлены предложения в проект Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона, а также информация об основных инвестиционных проектах Республики Хакасия.
В перечень инвестиционных проектов Республики Хакасия, планируемых к реализации в рамках Ангаро-Енисейского макрорегиона, вошли 25 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 266,7 млрд рублей, при этом 11 из них запланированы к реализации в сфере АПК (12,52 млрд рублей) и 2 комплексных проекта в сфере туризма (9,53 млрд рублей).
Комплексный инвестиционный проект «Великое Саяно-Алтайское кольцо»
На межрегиональном туристском форуме «Енисейская Сибирь» Правительство Республики Хакасия представило Комплексный инвестиционный проект «Великое Саяно-Алтайское кольцо» (далее – КИП «Великое Саяно-Алтайское кольцо). Новый туристический маршрут пройдет по регионам: Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край, Алтайский край, Кемеровская область, Республика Алтай.
Общая протяженность маршрута составит около 2 300 километров.
По согласованию с регионами в рамках взаимодействия с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» Республике Хакасия рекомендовано организовать совместную работу по разработке КИП «Великое Саяно-Алтайское кольцо».
В рамках исполнения протокола рабочего совещания у заместителя Министра финансов Российской Федерации – ответственного секретаря рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов А.Ю. Иванова по КИП «Енисейская Сибирь» от 26.09.2019 № 20-1 и по согласованию с Департаментом проектного финансирования и инвестиционной политики Минфина России, разработка КИП «Великое Саяно-Алтайское кольцо», свод материалов, поступающих от регионов, поручены сформированной Межрегиональной рабочей группе по подготовке КИП «Великое Саяно-Алтайское кольцо» под председательством Министра экономического развития Республики Хакасия Н.В. Евдокимова.
В целях активного взаимодействия регионов – участников, координации работы, оформления документов, определений целей и сроков их исполнения проводятся совещания посредством видеоконференцсвязи. В 2019 году проведено 3 совещания, оформлены протоколом для контроля за исполнением принятых решений.
В настоящее время всеми регионами – участниками заполнен перечень показателей для подготовки Концепции «Великое Саяно-Алтайское кольцо», в который включены данные приоритетных туристских территорий региона.
На основании этих показателей разработана Концепция проекта «Великое Саяно-Алтайское кольцо». После согласования со всеми регионами – участниками КИП «Великое Саяно-Алтайское кольцо» Концепция направлена в Минфин России на рассмотрение и утверждение.
Совет развития
В 2019 году состоялось 2 выездных заседания Президиума Совета развития и 1 заседание Совета развития, на которых было рассмотрено 8 инвестиционных проектов, предварительная работа по которым была проведена Министерством экономического развития Республики Хакасия.
Проведены выездные заседания Президиума Совета развития в г. Саяногорск и г. Черногорск, на которых были рассмотрены следующие проекты:
«Строительство цеха детского питания»;
«Организация расширения производства по выращиванию шампиньонов»;
«Строительство рыборазводного участка»;
«Строительство и эксплуатация комплекса по изготовлению, транспортировке и заряжанию взрывчатых веществ на территории промышленного парка «Черногорский»;
«Завод по производству 500 тн/год пектина и комплексной переработке топинамбура»;
«Организация производства резиновой крошки и ее последующая переработка».
Проекты признаны приоритетными для социально-экономического развития Республики Хакасия.
Также на заседания Совета развития помимо вопросов, касающихся деятельности Совета развития, был рассмотрен проект «Создание комплекса по сортировке, переработке и захоронению ТКО на территории моногорода МО
г. Саяногорск», который также был признан приоритетным для социально-экономического развития Республики Хакасия. В настоящее время разработана и утверждена «дорожная карта» по реализации проекта с указанием перечня мероприятий, сроков и ответственных исполнителей.
Развитие государственно-частного партнерства в Республике Хакасия
В рамках деятельности Министерства экономического развития Республики Хакасия по направлению реализации Федерального Закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в 2019 году выполнены следующие мероприятия:
1) проведен мониторинг проектов государственно-частного партнерства, реализуемых на территории Республики Хакасия. В рамках постоянного взаимодействия с органами местного самоуправления осуществляется актуализация информации в системе ГАС «Управление» по заключенным и планируемым к заключению концессионным соглашениям в отношении объектов ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение). По итогам актуализации по состоянию на 11.12.2019 внесена информация по 20 концессионным соглашениям;
2) осуществлена экспертиза проектов концессионных соглашений. По итогам 2019 года проведена экспертиза 13 проектов концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ на соответствие требованиям Федеральный закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
3) проведена актуализация информации на Инвестиционном портале Республики Хакасия. Внесена информация по нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность в отношении проектов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, добавлена интерактивная карта объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;
4) в связи с изменениями федерального законодательства актуализирован и размещен на согласование проект постановления Правительства Республики Хакасия «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Хакасия от 03.04.2018 № 133 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в сфере концессионных соглашений»;
5) рассмотрено 3 поступивших предложения о реализации проектов с применением механизма государственно-частного партнерства. По результатам рассмотрения по всем проектам получены отрицательные заключения от отраслевых ведомств республики.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ
В целях обеспечения благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата региона Правительством Республики Хакасия принимаются меры по организации системной работы по улучшению состояния инвестиционного климата в регионе.
В 2019 году проведена работа по принятию ряда законопроектов, позволяющих инвесторам получить налоговые преференции по отдельным видам налогов уже с
2020 года.
Верховным Советом Республики Хакасия были приняты следующие законопроекты:
1) «Об инвестиционной политике в Республике Хакасия» (Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 85-ЗРХ), одним из ключевых моментов которого является введение понятия приоритетного инвестиционного проекта, что позволит инвестору получить льготу по уплате налога на имущество в размере 100%. Для этого инвестор должен соответствовать определенным требованиям, инвестировать не менее
15 млн руб., а также обеспечить уровень заработной платы сотрудников не ниже средней по отрасли;
2) «О внесении изменений в статьи 1 и 1-2 Закона Республики Хакасия
«О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения» (Закон Республики Хакасия от 07.10.2019 № 63-ЗРХ);
3) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» (Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 87-ЗРХ).
В рамках предоставленных полномочий в целях создания условий для развития предпринимательской активности законопроектом определены:
- полномочия органов государственной власти Республики Хакасия в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- формы, условия и порядок предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, разработаны и утверждены Верховным Советом Республики Хакасия следующие законодательные акты:
Закон Республики Хакасия от 28.11.2019 № 79-ЗРХ «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия». Присвоение статуса регионального инвестиционного проекта позволит инвестору, реализующему инвестиционный проект на территории Республики Хакасия, получить льготную, пониженную ставку по налогу на прибыль и налогу на имущество. Льготная ставка по налогу на прибыль составит 10%, за исключением проектов, реализуемых угледобывающими предприятиями, которые должны будут заплатить 15%. Льготная ставка по налогу на имущество составит 0%;
Закон Республики Хакасия от 28.11.2019 № 81-ЗРХ «О внесении изменения в Закон Республики Хакасия «О ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Хакасия, для отдельных категорий налогоплательщиков», который закрепляет предоставление пониженных ставок инвесторам-участникам регионального инвестиционного проекта;
Закон Республики Хакасия от 28.11.2019 № 80-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О налоге на имущество организаций», который предоставляет пониженные ставки инвесторам-участникам РИП, а также приоритетных инвестиционных проектов».
СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ В РЕГИОНЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Предпринимательство является одним из базовых элементов экономики, который позволяет сократить уровень безработицы, вносит вклад в обеспечение налоговых поступлений в бюджет и наполняет рынок Республики Хакасия товарами и услугами.
В целях регулирования отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, возникающих между органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, субъектами бизнеса и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия разработан и принят Закон Республики Хакасия от 05.12.2019 № 87-ЗРХ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия».
Актуализирована государственная программа «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2017 № 530.
Утверждены в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» четыре региональных проекта Республики Хакасия:
«Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;
«Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
«Акселерация субъектов МСП»;
«Популяризация предпринимательства».
Проведена работа по исполнению мероприятий целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства». По итогам 2019 года по оценке Минэкономразвития Хакасии исполнение составило 95,5%. Модель включает в себя 10 факторов – 10 различных направлений, создающих благоприятные условия для ведения бизнеса, и 42 показателя к ним. Оценке подлежит система управления в данной сфере, инфраструктурная составляющая, финансовая, консультационная, имущественная и образовательные направления поддержки субъектов бизнеса, наличие системы и эффективность применения налоговых льгот.
Организована деятельность Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее – Совет) в целях координации и эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2009
№ 497. Проведено 2 заседания Совета (июнь, декабрь 2019 года).
Проведена работа по созданию в Республике Хакасия Центра «Мой бизнес» – единой площадки поддержки предпринимателей, объединяющий организации инфраструктуры поддержки МСП Республики Хакасия, МФЦ для бизнеса, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, федеральных органов исполнительной власти, включающей коворкинг зону, переговорные, обучающий кабинет. 16.12.2019 состоялось торжественное мероприятие по открытию Центра «Мой бизнес» на базе Фонда развития Хакасии.
Предоставлена субсидия Центру поддержки предпринимательства Фонда развития Хакасии (далее – ЦПП) для предоставления комплекса бесплатных консультационных и информационно-образовательных мероприятий для субъектов МСП (общий объем финансирования – 24,7 млн рублей), основными результатами деятельности которого стало:
- проведение трех форумов (Второй региональный бизнес-форум «Немалый бизнес», туристский форум «Енисейская Сибирь», Третий Агропромышленный форум юга Сибири);
- организация проведения конференции «Экологический туризм – перспективы развития в Хакасии на примере г. Абаза и Таштыпского района. Возможности для малого предпринимательства»;
- проведение 10 тренингов по программе обучения АО «Корпорация «МСП», ориентированных на начинающих и действующих субъектов МСП, 64 информационно-обучающих мероприятий, организовано две бизнес-миссии (Республика Тыва, Красноярский край), участие субъектов бизнеса в 4 выставках в Москве и Екатеринбурге. Итого, в мероприятиях, проводимых ЦПП, приняли участие более 2,4 тысяч участников;
- оказание услуг субъектам бизнеса по сертификации (27 предпринимателей), популяризации бизнеса (60 предпринимателей), 1 предпринимателю оказана помощь по разработке франшизы.
Создан Центр поддержки экспорта (далее – ЦПЭ) на базе Фонда развития Хакасии для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП, содействия привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов МСП на международные рынки (общий объем финансирования – 43,4 млн рублей,
из них 42,9 млн рублей средства федерального бюджета). Результаты деятельности ЦПЭ: предоставлена поддержка более 300 субъектам бизнеса, один предприниматель выведен на экспорт и заключен контракт на поставку продукции в Казахстан, проведены следующие основные мероприятия: две конференции «Овцеводство и козоводство Сибири – потенциал увеличения экспортной составляющей отрасли» и «Курс на экспорт: перспективы и реалии», региональный конкурс «Экспортер года – 2019», оказано содействие в подготовке и переводе на иностранные языки презентационных и других материалов, в том числе адаптация и перевод упаковки товара, организация четырех международных бизнес-миссий (Турция, Вьетнам, Монголия, Словения), участия субъектов бизнеса в международных и российских выставочно – ярмарочных мероприятиях (Словения, КНР, Монголия, Казахстан, Москва, Санкт – Петербург).
Запущен единый портал поддержки субъектов предпринимательства в Республике Хакасия мойбизнес19.рф, содержащий информацию о возможных мерах государственной поддержки в Республике Хакасия, а также информацию о проводимых (планируемых) информационно – обучающих мероприятиях.
Привлечены федеральные средства на реализацию региональных проектов Республики Хакасия в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в размере 202,5 млн рублей, в том числе по региональным проектам:
«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» – 198,4 млн рублей;
«Популяризация предпринимательства» – 4,1 млн рублей.
Докапитализирована НО «Гарантийный фонд – микрокредитная компания Республики Хакасия» (далее – НО «ГФ-МКК Хакасии») на 70 млн рублей для предоставления льготной финансовой поддержки субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в моногородах (поручительства, микрозаймы). Данные меры позволили выйти НО «ГФ-МКК Хакасии» в 2019 году на самоокупаемость. Капитал НО «ГФ-МКК Хакасии» но конец отчетного года составил 80 млн рублей по поручительствам и 71 млн рублей по микрозаймам. По итогам года
НО «ГФ-МКК Хакасии» предоставила 17 микрозаймов на 36,4 млн рублей и
48 поручительств на 158,4 млн рублей субъектам МСП.
В трех моногородах (Абаза, Саяногорск, Черногорск) реализовано мероприятие по поддержке социального предпринимательства. Гранты на развитие социального предпринимательства предоставлены 32 субъектам бизнеса, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории моногородов, на 45,1 млн. рублей.
Проведена информационная кампания по реализации в республике федеральной программы льготного кредитования субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764. В Республике Хакасия реализацией Программы льготного кредитования занимается региональная кредитная организация – ООО «Хакасский муниципальный банк», а также такие крупные банки России, имеющие филиалы и доп. офисы на территории республики, как Сбербанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Азиатско-Тихоокеанcкий банк, Росбанк. По итогам года уполномоченными банками предоставлено кредитных средств субъектам предпринимательства на общую сумму более 850 млн рублей.
СВЕДЕНИЯ О ДИНАМИКЕ ОТТОКА И ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ
На развитие экономики и социальной сферы Республики Хакасия организациями всех форм собственности в 2019 году за счёт всех источников финансирования было использовано 34,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема в сопоставимых ценах составил 94,0% к прошлому году (34,3 млрд рублей). В абсолютном выражении увеличение составило 0,4 млрд рублей (на 1,2 %).
Увеличение инвестиций обеспечили следующие виды экономической деятельности:
«добыча полезных ископаемых» – рост на 38,8% в связи с ростом инвестиций в сфере добычи угля на 38,2% и металлических руд на 50%. Данный вид экономической деятельности занимает значительный удельный вес (38,5%) в структуре инвестиционных вложений;
«сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – в 2,2 раза, в том числе деятельность растениеводства и животноводства (в 2 раза), этому послужила поддержка агропромышленного комплекса как со стороны Правительства Республики Хакасия, так и Федерации;
«деятельность гостиниц» – на 49,3%, за счет реализации мер по поддержке туристского кластера республики.
На спад инвестиционной активности в республике повлияло снижение капитальных затрат в транспортировке и хранении (на 68,3%), что является нехарактерным для данной отрасли. Причиной является реализация подписанного ОАО «РЖД» в апреле 2018 года Меморандума «О намерениях по развитию железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории Республики Хакасия на 2018-2023 гг.»
В 2019 году источниками финансирования являлись собственные средства инвесторов (71,1%) и привлеченные средства (28,9%), перераспределившись при этом на 20,8 п.п. В структуре привлеченных средств бюджетные средства составляют 53,9% (половина бюджетных средств поступили из бюджета Республики Хакасия – 46,0%).
Структура инвестиций в основной капитал по видам
экономической деятельности в 2019 году
В разрезе муниципальных образований республики наибольший рост объема капитальных вложений наблюдался в муниципальных районах: Бейском (в 3,6 раза), Аскизском (на 87,8%), Алтайском (на 57,3%), Таштыпском (на 55,1%), а также в городе Саяногорск (на 13,1%).
Рост инвестиций обусловлен началом реализации новых инвестиционных проектов, а также продолжением уже начатых, в том числе включенных
КИП «Енисейская Сибирь».
Кроме того, снижение инвестиционной активности наблюдалось в городских округах: г. Абакан (на 55,5%), г. Сорск (на 52,9%), г. Черногорск (на 41%), г. Абаза (на 17,6%), муниципальных районах: Боградском (на 86,6%), Орджоникидзевском (на 78,4%).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Проект
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об отчете Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства Республики Хакасия
о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия
за 2019 год
Заслушав отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год,
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия за 2019 год (далее - отчет Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия) принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Республики Хакасия:
1) принять меры:
а) по скорейшему регулированию межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Республики Хакасия и бюджетами муниципального образования Ширинский район и муниципального образования Аскизский район;
б) по сдерживанию роста тарифов на электроэнергию в регионе и снижению негативного влияния, которое оказывает рост тарифов, на деятельность малого и среднего бизнеса;
в) по погашению кредиторской задолженности муниципальных образований Республики Хакасия;
г) по стимулированию развития несырьевых отраслей экономики в Республике Хакасия (обрабатывающих отраслей промышленности, строительства, связи, сферы услуг);
д) направленные на увеличение налоговых и иных платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия, местные бюджеты от предприятий сырьевых и несырьевых отраслей экономики;
е) направленные на привлечение инвесторов для развития Республики Хакасия;
ж) по увеличению объема средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе за счет дополнительных доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
з) по оптимизации кадровой политики в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия, в том числе в части расходования средств республиканского бюджета Республики Хакасия на выплаты чиновникам Правительства Республики Хакасия «золотых парашютов»;
и) по развитию и созданию новых особо охраняемых природных территорий в Республике Хакасия с целью сохранения живой природы и развития туризма, в том числе по созданию природного заказника «Озера Кайбальской степи»;
к) по активизации работы по реализации плана строительства автомобильной дороги Абакан – Ортон – Таштагол;
2) продолжить работу:
а) по оказанию содействия органам местного самоуправления в Республике Хакасия в организации работы по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, оказанию комплексной поддержки развития предпринимательской инициативы на территориях муниципальных образований Республики Хакасия;
б) по осуществлению контроля за реализацией национальных проектов в Республике Хакасия;
в) по реализации проекта «Строительство магистральной тепловой сети от Абаканской ТЭЦ до тепловых сетей г. Черногорска, с подключением тепловых нагрузок г. Черногорска, рп. Усть-Абакан, с. Калинино, п. Рассвет, с. Зеленое».
3) выработать комплекс мер:
а) по повышению качества подготовки к отопительному сезону (осень 2020 года – весна 2021 года) в муниципальных образованиях Республики Хакасия;
б) по повышению эффективности использования имущественного комплекса, находящегося в республиканской и муниципальной собственности;
в) направленных на улучшение экологической ситуации в Республике Хакасия;
г) по своевременному финансированию и соблюдению сроков исполнения мероприятий по сохранению и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, в том числе государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», в соответствии с Законом Республики Хакасия от 20 декабря 2019 года № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
д) направленных на усиление контроля за деятельностью регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
3. Опубликовать настоящее Постановление и отчет Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия (в сокращении) в республиканской газете «Хакасия» в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Ю.А. Шпигальских.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
___ ____________ 2020 года
№ __________