49-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 12О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»
Докладывает: Челтыгмашев Роман Абрекович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениямМатериалы по рассматриваемому вопросу:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О Законе Республики Хакасия
«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов
в Республике Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять Закон Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия».
2. Направить указанный Закон Республики Хакасия Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия для подписания и обнародования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
07 июня 2023 года
№ 1510-49
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7
«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов
в Республике Хакасия»
Верховный Совет Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия», внесенный депутатом Верховного Совета Республики Хакасия Р.А. Челтыгмашевым.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
07 июня 2023 года
№ 1509-49
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
О проекте закона Республики Хакасия № 15-37/47-7
«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов
в Республике Хакасия»
Рассмотрев проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия», внесенный депутатом Верховного Совета Республики Хакасия Р.А. Челтыгмашевым,
Президиум Верховного Совета Республики Хакасия
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» считать представленным.
2. Направить указанный проект закона Республики Хакасия депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия и иным субъектам права законодательной инициативы, в комитеты и комиссии Верховного Совета Республики Хакасия для подготовки замечаний и предложений, а также в правовой отдел Аппарата Верховного Совета Республики Хакасия для дачи заключения.
Назначить ответственным в работе над проектом закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» комитет Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям, в который направить до 30 мая 2023 года замечания и предложения.
3. Направить проект закона Республики Хакасия № 15-37/47-7 «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на заключение Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия в соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия.
4. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям с учетом поступивших замечаний и предложений подготовить указанный проект закона Республики Хакасия к рассмотрению в первом чтении на очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия В.Н. Штыгашев
г. Абакан
17 мая 2023 года
№ 146-п
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
ДЕПУТАТ
Верховного Совета Республики Хакасия
седьмого созыва
(2018-2023 гг.)
04 мая 2023 года
Верховный Совет
Республики Хакасия
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Хакасия и статьей 16 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» в порядке законодательной инициативы вношу на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия проект закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия».
Приложение: на 11 л.:
- проект закона на 5 л.;
- пояснительная записка на 2 л.;
- информация о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования на 1 л.;
- перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на 1 л.;
- перечень предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» на 1 л.;
- финансово-экономическое обоснование проекта закона на 1 л.
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
Вносится депутатом
Верховного Совета
Республики Хакасия
Р.А. Челтыгмашевым
Проект № 15-37/47-7
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Принят Верховным Советом Республики Хакасия ___ _____________ 2023 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Закон в соответствии со статьями 261, 561 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отдельные вопросы реализации инициативных проектов в Республике Хакасия, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно - инициативные проекты, республиканский бюджет).
2. Содержащиеся в настоящем Законе понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 2. Требования к составу сведений, которые должен содержать инициативный проект
Инициативный проект должен содержать следующие сведения:
1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;
2) обоснование предложений по решению указанной проблемы;
3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;
4) предварительный расчет с обоснованием необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;
5) планируемые сроки реализации инициативного проекта (срок реализации инициативного проекта не может превышать один год);
6) указание на объем средств местного бюджета в случае использования этих средств в целях реализации инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;
7) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации инициативного проекта;
8) указание на объем средств республиканского бюджета, необходимый для реализации инициативного проекта;
9) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;
10) иные сведения, предусмотренные постановлением Правительства Республики Хакасия.
Статья 3. Внесение инициативного проекта и его рассмотрение местной администрацией муниципального образования
1. Инициативный проект вносится инициаторами проекта на рассмотрение в местную администрацию муниципального образования, на территории или части территории которого предлагается его реализовать (далее - местная администрация).
Порядок выдвижения, внесения и обсуждения инициативных проектов, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Республики Хакасия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Приоритетные направления реализации инициативных проектов определяются постановлением Правительства Республики Хакасия.
3. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения.
Для рассмотрения инициативных проектов местной администрацией формируется коллегиальный орган (комиссия).
Порядок формирования и деятельности коллегиального органа (комиссии) определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с типовым положением о коллегиальном органе (комиссии), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия.
4. Коллегиальный орган (комиссия) рассматривает инициативный проект в соответствии с порядком рассмотрения инициативных проектов, утвержденным постановлением Правительством Республики Хакасия, с учетом критериев, установленных частью 4 статьи 4 настоящего Закона.
Рассмотрение инициативного проекта осуществляется с участием представителей инициаторов проекта.
5. Местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно из следующих решений:
1) поддержать инициативный проект и направить для рассмотрения в исполнительный орган Республики Хакасия, уполномоченный Правительством Республики Хакасия на организацию проведения конкурсного отбора инициативных проектов (далее - уполномоченный орган);
2) отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 261 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 4. Рассмотрение инициативных проектов уполномоченным органом. Порядок и критерии конкурсного отбора инициативных проектов
1. Местная администрация направляет поддержанные инициативные проекты в уполномоченный орган в сроки установленные постановлением Правительства Республики Хакасия.
2. Порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе порядок проведения конкурсного отбора инициативных проектов, определяется постановлением Правительства Республики Хакасия в части, неурегулированной настоящей статьей.
3. Конкурсный отбор инициативных проектов проводится межведомственной комиссией по проведению конкурсного отбора инициативных проектов (далее - межведомственная комиссия). В состав межведомственной комиссии входят депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, представители исполнительных органов Республики Хакасия, представители органов местного самоуправления, представители общественных объединений и иных органов, организаций.
Положение о деятельности межведомственной комиссии и ее персональный состав утверждаются постановлением Правительства Республики Хакасия.
4. Межведомственная комиссия осуществляет конкурсный отбор инициативных проектов с учетом следующих критериев:
1) актуальность инициативного проекта;
2) степень участия муниципального образования, граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в реализации инициативного проекта, в том числе степень имущественного и (или) трудового участия;
3) социальная эффективность от реализации инициативного проекта, в том числе удельный вес населения - благополучателей (в процентах от общего числа жителей муниципального образования);
4) приоритетное направление реализации инициативного проекта, определенные постановлением Правительства Республики Хакасия.
5. По результатам конкурсного отбора инициативного проекта межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) поддержать инициативный проект;
2) отказать в поддержке инициативного проекта с указанием причин отказа.
6. Межведомственная комиссия принимает решение об отказе в поддержке инициативного проекта по одному из следующих оснований:
1) несоответствие инициативного проекта требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия;
2) невозможность реализации инициативного проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;
3) отсутствие в составе источников финансового обеспечения реализации инициативного проекта инициативных платежей;
4) наличие мероприятия, в целях реализации которого подготовлен инициативный проект, в государственных программах Республики Хакасия;
5) признание инициативного проекта не прошедшим конкурсный отбор.
7. Решение межведомственной комиссии о поддержке инициативного проекта является основанием для предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на финансовую поддержку реализации инициативных проектов в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - финансовая поддержка реализации инициативных проектов).
Статья 5. Финансовая поддержка инициативных проектов за счет средств республиканского бюджета
1. В законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований на финансовую поддержку реализации инициативных проектов.
Финансовая поддержка реализации инициативных проектов предоставляется при условии включения в состав источников финансового обеспечения реализации инициативного проекта инициативных платежей, доля которых должна составлять не менее 10 процентов от общей суммы реализации инициативного проекта.
2. Максимальное количество инициативных проектов и общая предельная сумма финансирования инициативных проектов устанавливаются ежегодно Правительством Республики Хакасия исходя из общей суммы средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период для финансовой поддержки реализации инициативных проектов.
3. Предельный размер межбюджетных трансфертов местному бюджету, предоставляемых из республиканского бюджета на реализацию одного инициативного проекта, не может превышать двух миллионов рублей.
Доля финансирования реализации инициативного проекта из местного бюджета формируется, в том числе за счет инициативных платежей.
4. Порядок предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местному бюджету на финансовую поддержку реализации инициативных проектов устанавливается постановлением Правительства Республики Хакасия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 5 настоящего Закона.
2. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2024 года и применяется к правоотношениям, возникающим начиная с составления и исполнения республиканского бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики ХакасияВ.О. Коновалов
г. Абакан
____ ____________ 2023 года
№ _________
Пояснительная записка
к проекту закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах
реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»
Настоящий законопроект разработан в целях содействия муниципальным образованиям Республики Хакасия (далее - муниципальные образования) в решении вопросов местного значения, вовлечения граждан, проживающих на территории муниципальных образований или их части, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований, в решение вопросов местного значения, выявления наиболее актуальных социально значимых проблем, требующих решения на территории муниципального образования или его части.
Президентом Российской Федерации в очередном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года было отмечено, что «огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем играет местное самоуправление - самый близкий к людям уровень публичной власти. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны» и дано поручение Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации представить предложения по созданию инструментов прямой поддержки лучших управленческих команд, практик в крупных, средних и небольших муниципалитетах.
Законопроект направлен на реализацию положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года относительно обеспечения условий для активного участия граждан в улучшении условий жизни в городах, районах, сельских поселениях, учитывая их готовность брать на себя ответственность за конкретные дела, и то, что зачастую они лучше знают, что и как необходимо сделать для улучшения условий жизни на местном уровне.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с поддержкой за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия лучших практик в муниципальных образованиях Республики Хакасия по выдвижению, отбору и реализации инициативных проектов граждан.
В республике в настоящее время ни в одном из муниципальных образований не реализуются инициативные проекты. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего требования к составу сведений, которые должны содержать эти инициативные проекты, порядок их рассмотрения, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора для инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Статья 261 Федерального закона № 131-ФЗ введена в действие с 01 января 2021 года, однако до настоящего времени в Республике Хакасия не оказывается финансовая поддержка инициативных проектов за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Законопроектом на основании части 10 статьи 261 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 131-Ф3) предлагается установить требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, выдвигаемые для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия, порядок их рассмотрения, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора в отношении указанных инициативных проектов.
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации наработан большой опыт применения инициативных проектов во многих сферах (благоустройство территорий, объекты культуры, транспортная инфраструктура, объекты для культурно-массовых и спортивных мероприятий, сохранение природного и культурного наследия; социальное обслуживание, бытовые услуги и др.). В частности, законами Иркутской области, Кемеровской области, Челябинской области предусматривается возможность софинансирова- ния инициативных проектов из регионального бюджета в соответствии со статьей 261 Федерального закона № 131-ФЗ.
Принятие законопроекта, позволит создать правовые основы для обеспечения развития в Республике Хакасия практики непосредственного участия граждан в определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств путем разработки и внесения в уполномоченный исполнительный орган Республики Хакасия инициативных проектов, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований или их частей, и их реализации. При этом обязательным элементом реализации проектов инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия граждан в реализации этих проектов и общественном контроле за их реализацией.
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев
Информация
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия», в настоящее время регулируются:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3) Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
4) Конституцией Республики Хакасия;
5) Закон Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-3PX «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению
или изменению в связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных
вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»
В связи с принятием Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» не потребуется признание утратившими силу, приостановление или изменение законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев
Перечень
предложений по разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо для реализации Закона Республики Хакасия
«Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия»
Для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» потребуется принятие постановлений Правительства Республики Хакасия:
- утверждающих типовое положение о коллегиальном органе (комиссии) в муниципальном образовании, порядок рассмотрения инициативных проектов коллегиальным органом (комиссией) и положение о деятельности межведомственной комиссии и ее персональный состав,
- устанавливающих сроки направления местной администрацией поддержанных инициативных проектов в уполномоченный орган, приоритетные направления реализации инициативных проектов, порядок рассмотрения инициативных проектов уполномоченным органом и межведомственной комиссией, в том числе порядок проведения конкурсного отбора инициативных проектов, максимальное количество инициативных проектов и общую предельную сумму финансирования инициативных проектов, порядок предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местному бюджету на финансовую поддержку реализации инициативных проектов.
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев
Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации
инициативных проектов в Республике Хакасия»
Для реализации Закона Республики Хакасия «Об отдельных вопросах реализации инициативных проектов в Республике Хакасия» потребуются дополнительные финансовые затраты бюджета Республики Хакасия.
Законопроектом предлагается определить, что предельный размер субсидии местному бюджету, предоставляемой из республиканского бюджета на реализацию одного инициативного проекта, не может превышать двух миллионов рублей. Максимальное количество инициативных проектов и общая предельная сумма финансирования инициативных проектов устанавливаются ежегодно Правительством Республики Хакасия исходя из общей суммы средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период для финансирования инициативных проектов.
Депутат
Верховного Совета
Республики ХакасияР.А. Челтыгмашев